Маленькое вступление...
Вспоминаю свои полеты как свободником, так и с мотором.
Были посадки по ветру, перекошенные карабины на подвеске, клеванты отрезанные винтом (аж целых ДВА случая),
стропа управления зацепившаяся за варик на ноге, соскочивший в полете со свечи колпачек, попавшая на разогреве под винт лямка крепления подвески...
я уже не говорю о количестве поломанных винтов и ремонте ограждений... много можно перечислять...
Возможно на меня слишком сильно повлияли недавние события, но я стал больше бояться...
Про карабины думал, про крепление винта, про надежность швов на подвесной системе, но действительно
ниразу про мольи.
А в моторных СЛА присутствуют резьбовые соединения не только на карабинах и мольях.
Я решил изучить вопрос надежности резьбовых соединений как на мольях, так и вообще вцелом.
В процессе своего нехитрого анализа наткнулся на различные высказывания типа: «само ничего не откручивается», «закручивать посильнее нужно».
Пришел к выводу, что многие пилоты глубоко не вникают и вообще не обращают внимание на конструктивные особенности своих СЛА.
Итак:
Характеристики резьбовых соединенийДостоинства: технологичность;
взаимозаменяемость;
универсальность;
надёжность;
массовость.
Недостатки:
раскручивание (самоотвинчивание) при переменных нагрузках и без применения специальных устройств (средств).
отверстия под крепёжные детали как резьбовые так и гладкие вызывают концентрацию напряжений.
для уплотнения (герметизации) соединения необходимо использовать дополнительные технические решения.
Стопорение резьбового соединенияСтопорение — предотвращение самоотвинчивания.
Несмотря на то, что резьба резьбового соединения имеет угол подъёма винтовой линии намного меньше,
чем угол трения,
вибрация, переменные нагрузки, нарушение технологии способствуют рассоединению (самоотвинчиванию) деталей резьбового соединения. Для предотвращения этого применяются специальные устройства (средства, методы) такие как:
контрование;
шплинтование;
вязка (обвязка) проволокой;
установка пружинной шайбы;
установка стопорной шайбы с лапкой или носком;
приварка, пайка, расклёпывание, кернение;
нанесение на резьбу клея, лаков, краски;
использование вязких элементов;
использование гаек с некруглой резьбой;
использование анкерных гаек.
Подробнее здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5Решил посмотреть что же за мольи стоят на моем крыле.
Вот они:
Прекрасно. Опознавательных знаков нет, но зато стоят ПЛАСТИКОВЫЕ ВСТАВКИ!
Проверил. И стало еще страшнее.
1. Мольи на моем крыле НЕ БЫЛИ ДОКРУЧЕНЫ и ЗАФИКСИРОВАНЫ!!!
Я не посмотрел ни после покупки, ни перед полетом.
Я просто доверился производителю, а также надежности пластиковых вставок.
Из шести штук только одну пришлось откручивать ключом.
2.
Подобный пластиковый фиксатор ничего НЕ ФИКСИРУЕТ!
Посмотрите на скольких витках держится гайка после откручивания.
Молья 001Теперь про самооткручивание НЕЗАФИКСИРОВАННЫХ резьбовых соединений вследствие вибрации.
Не было под рукой обычного болта с гайкой, поэтому показываю на том, что было
(молья с моего крыла и обычный строительный карабин, купленный мною когда-то на рынке...не для полетов разумеется)
Молья 002Насколько логично доверяться резьбовому соединению работающему на разрыв вообще?
Ростик, все резьбовые соединения должны работать на срез, не на разрыв.
Молья работает на разрыв, срывается резьба и...
Почему в этом узле не использовать мочку?
Насчет что лучше использовать и что крепче – мочки (болт работает на срез)
или рапиды (резьбовое соединение работает на разрыв)?
Смотрим эти таблицы (висят уже несколько дней).
Обсуждение здесь
http://paraplan.ru/forum/post/1219379Лично мои выводы следующие:
1. Самооткручивание НЕЗАФИКСИРОВАННЫХ (незаконтренных) резьбовых соединений ВОЗМОЖНО!
Особенно если речь идет о ненагруженных карабинах, на которые воздействует вибрация (моторщики знают как это бывает. Двигатель заведен, крыло подцеплено, но никто еще никуда не летит... Как оно было на самом деле - фиг его знает. Будте внимательны!).
2. Подобные моим пластиковые вставки на мольях не являются гарантией что гайка будет всегда закручена!
3. Необходимо ДОПОЛНИТЕЛЬНО (не только «хорошо» зажимать ключиком) фиксировать гайки на карабинах и мольях.
Как вариант можно использовать различные фиксаторы резьб типа Loctite
http://loctite.indpart.ru/solutions/threadlock/4. Использовать дублирующие страховки в виде классических софтлинков
http://paraplan.ru/forum/files/2573/1402664671.jpgили типа "шакл» (см. таблицу предельных нагрузок)
http://www.tehnoimpex.ru/catalog/LIROS-XTR-Soft-Shackle.html5. Везде, где это возможно использовать шплинтование.
6. По возможности ставить дублирующие карабины.
7. Пользоваться только сертифицированными карабинами и мольями.
Никаких "толстых и крепких" карабинов с рынка.
8. Крайне внимательно проводить предполетную подготовку и ТО.
Кому интересно вот еще нарыл...
Разрывные нагрузки петель и оттяжек, выполненых из разных лент.
Статические испытания петель и оттяжекТестирование карабинов
Тестирование карабиновP.S.
а, и еще, иногда пластиковые вставки не плотно прилегают к гайке и тогда весь смысл такой контровки теряется, кроме разве что предотвращения проворачивания карабина в свободном конце.
Серега! Ты прав!