Хочется сказать несколько слов о планере, на котором я летаю.
Это ультралегкий планер Коли Кононенко, известный, как Алатус М.
вот он:
http://www.google.com.ua/imgres?hl=ru&client=firefox&hs=F9E&sa=X&rls=org.mozilla:ru:official&biw=1366&bih=598&tbm=isch&prmd=imvns&tbnid=24l0NmjX_Xc7HM:&imgrefurl=http://aerola.com.ua/index.php%3Fpage%3Dplaners%26id%3D54%26type%3Dgeneral%26lang%3Dru&docid=WSRvlxBq8RjWwM&imgurl=http://aerola.com.ua/tinymce/uploaded/GLIDER/25_1.JPG&w=400&h=300&ei=GpXLT7y_HMvrsgb98ajxBg&zoom=1 Я планерист не то слово начинающий
– осенью 43 вылета до первого самостоятельного (7 часов налета), весной – в киевском клубе на Бузовой еще 6 часов и собственно всё! Парения из них от силы – 3-4 часа, остальное – круги, круги, круги… Но уже с первого ознакомительного полета на Бланике, когда я сам набрал под базу в своем первом планерном потоке, я почувствовал, что летать в потоках на планере – это легко, приятно и здорово!
Когда Коля Кононенко еще осенью дал мне с ходу полетать на Алатусе с мотором, я был в шоке – как он мог мне его доверить? Но после первых 10 минут полета, стало понятно, что Алатус – очень понятный, адекватный и приятный аппарат – на нем лететь легче, чем на Бланике…
Короче, спустя почти 7 месяцев, я попробовал летать свои первые маршруты на планере, и окончательно убедился, что не зря выбрал Алатус. В условиях планерной «провинции», наверно лучше аппарата не найти – одна возможность самостоятельного взлета с площадки длиной 150-200 метров – многого стоит…
А перевозка планера на крыше авто – вообще песня – на заправках все меня считают то ли байдарочником, то ли иным каким моряком – перевернутое «корыто» на крыше очень напоминает лодку…
http://aerola.com.ua/index.php?page=planers&id=56&pid=9&type=specialЕздить в планерные клубы – далеко, разве что для учебы, а организовывать буксировку в Харьковской области – я понял, что пока нереально!
Пока летал только 3 дня, пролетел 3 маршрута:
http://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=15079http://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=15080http://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=15081Треки слегка обрезаны, исходя из некоей условнобезопасности…
Уже в первом маршруте я понял, что планер Коли Кононенко летит круче, чем я ожидал: средняя скорость на переходах 80-110 км\ч, путевая под 50 км\ч, несмотря на то, что я еще очень неэффективно летаю… С погодой повезло – в тот день летали по всей Украине и России.
После 5 часов в воздухе, я понял, что надо! садиться, потому что чрезвычайно сильно устал и замерз (полетел в сандалиях и футболке) – буквально выполз из кабины и полчаса лежал, тупо глядя на кучевку, приходя в себя… Алатус легкий и в термичке ощутимо «гуляет» по всем координатам – по скорости-крену-направлению… По сравнению с Блаником, чувствуешь себя слегка «парапланеристом» по ощущению турбулентности, впрочем – другая сторона медали – информативность при этом получается на высоте!
Летит планер здорово – никак не могу вытравить из себя парапланерную привычку выкручивать все, что можно, в итоге лечу исключительно высоко и неэффективно… При этом, видно, что летая на планере, можно не только возвращаться «на базу», но и реально планировать маршрут, реально выбирать куда лететь, а куда не лететь, реально облетать всякие зоны, короче небесные шахматы, как сказал Игорь Волков… Летишь себе и летишь, куда глаза глядят…
Не могу понять, почему киевские парапланеристы (у которых до планерного клуба меньше часа ехать на автобусе прямо от метро
) не летают все повально на планерах – там это и сравнительно недорого и организовано. Кстати, Костя Широков буквально за месяц самостоятельно вылетел на Бланике, это к тому что и научиться не так уж трудно…
В тот день, после прохождения холодного фронта, на планере можно было легко летать 8-9 часов. Кстати, характерно, что покамест, я принимаю решение о посадке сильно раньше, чем заканчивается возможность летать – устаю… В итоге пролетел 225 км, иногда получалось лететь «дельфином» - здорово! Для первого маршрута – приятно!
На второй день все было не так, как в первый – погода намного слабее, собственно на параплане я бы в такую погоду однозначно далеко бы не улетел…
Зато с ходу воткнулся в поток, сразу после взлета – 3-4 минуты полета с двигателем в потоке, охлаждаем, глушим, ловим винт в вертикальном положении, жужжание электромотора, убирающего двиг, и вот установка убрана, створки гаргрота щелкнули и наступила благословенная тишина, только шум обтекания… Можно спокойно выдохнуть, набирать и лететь…
В целом, лететь с мотором некомфортно – снижение от установки вырастает минимум в 2,5 раза, вибрация, шум… Короче, кроме как для первой посадки я так ни разу двигатель и ни выпускал за это три дня – чрезвычайно как-то не хочется… Двигатель Алатусу нужен по сути для стартового набора и наверно если уж совсем где-то протупил, возможно на переходе дотянуть до потока…
Погода на второй день оказалась сложной – широкие поля облаков, в которых потоки непонятно где искать, парапланерный страх даже заставил меня после полутора часов полета повернуть «на базу», но на подлете к базе понял, что высота ниже километра так и не упала…
Короче, полетел дальше… Прикольно, что на планере, даже на таком простом, как Алатус, можно по сути летать к облакам, которых еще как бы и не видишь – куда-то за горизонт…
Потоки обрабатывать легко, планер в потоках бросает по крену-скорости-направлению, ручкой и педалями работаешь почти все время, крылья покряхтывают, варик пищит (кстати, летать с парапланерными приборами – отлично!), высота растет – все просто ЧУДЕСНО! Я пока не умею крутить узко – только в крайнем полете пробовал крутить с креном 35-45 градусов, но и так нормально – даже в очень узких извилистых и коротких потоках, которые мне достались в третий день в атермичном районе около Днепра, было нормально летать – ну крутишь 2\3 спирали в плюсах, а 1\3 в минусах – и ладно…
В итоге, во второй день пролетел пробный треугольник ФАИ 160 км – немного, потому что много лишних движений из-за неуверенности. Больше всего удовольствия получил от крайнего глайда – на удалении 25 км от «базы», с высоты чуть больше 2 км пришел «на базу» на высоте около километра при том, что пропустил несколько потоков…
Первый раз садился на Алатусе по планерному – без двигателя – был очень неуверен (у Алатуса нет интерцепторов – есть только закрылки, которые отклоняются на угол до 90 градусов – с их помощью и стравливается высота), но оказалось в итоге приятно – сел практически точно в начало полосы при попутнобоковом ветерке…
Устал уже намного меньше – уже не так напрягался, часть действий начала переходить «на автомат»…
Ехал домой после двух дней полетов очень довольный и вдохновленный – больше 10 часов маршрутов за два дня (а можно было и 13-14), несколько сот километров дистанции – я влюбился в планер Коли Кононенко…
Собственно, самый наверно, серьезный недостаток Алатуса – это время сборки и разборки, покамест мне нужно около часа на подготовку к полету, и столько же на подготовку к транспортировке, хотя, говорят, что со временем становится быстрее…
Через неделю, я вычислил хороший летный день после прохождения холодного фронта, выехал вечером и, переночевав около «базы», уже в 8-30 утра начал с помощником Володей, которого мне нашли знакомые «на базе», собирать планер. Оказалось, что поздно – уже в 9 утра по украинскому времени начала стрелять кучевка – я был в шоке от столь ранней погоды, короче в 9-50 я был в воздухе – кстати, впервые за 6 лет полетов так рано взлетаю…
Поток нашел очень быстро – видимо приловчился взлетать при наличии работающего облака над головой - меньше 10 минут работы двигателя, прячем двигатель и я начал свой второй в жизни 300 км маршрут длиной почти в 8 часов… Некоторые знают, что почти ровно год назад мне посчастливилось пролететь на параплане маршрут длиной в 325 км за 8,5 часов, когда долетел на Трайбе от Харькова почти до Азовского моря, теперь получилось почти повторить эти цифры на Алатусе, только это замкнутый треугольник ФАИ 300 км за 7,5 часов…
В такую погоду на планере можно лететь 9 часов – и это не будет редкая удача, а вполне плановое мероприятие…
Но первые полтора часа летелось как-то совсем неуверенно – погода еще не разошлась, путевая скорость кажется даже не достигала 35 км\ч. В целом погода оказалась совсем не той, что неделю назад – сложнее, даже под явно работающими облаками потоки находились трудно, а то и не находились вовсе, поначалу было много широких затеняющих полей. Вообще забавно, что на таком большом маршруте погода меняется очень сильно – от ситуации, когда облака занимают 50-70% неба, до почти чистого голубого неба в атермичном районе, в который я попал в прямой видимости Днепра.
По треку видно, что поначалу пришлось пометаться между облаками, и я даже засомневался, что мне удастся пролететь не то, что плановые 300 км, но даже 200 км.
Но ближе к 12 часам погода разошлась, темп сразу резко вырос, потоки стали двойками и тройками, средняя высота полета ушла к 1500-2000 над рельефом, я летел на юг, на переходах меряясь скоростью с маленькими автомобильчиками далеко-далеко внизу на скоростной трассе.
Пересек границу Днепропетровской области и не долетая до Новомосковска повернул на СЗ под улицу облаков. Несмотря на легкий встречный ветерок – под улицей темп вырос еще больше – удавалось частично лететь «дельфином» - это круто!
Хоть стреляй, не могу себя заставить не крутить высоко, в итоге несколько раз удирал из облака на полностью выпущенных закрылках. На этой части трека летел исключительно около 2000 над рельефом.
Мечта парителя – мелкая планерная пила на треке, когда на переходе между облаками теряешь 100-200 метров, делаешь виток-два на входе под следующее облако и летишь по прямой, прибрав ручку в зоне подъема, чтобы на выходе из облака, цепляя космы, понять, что виток-два было делать необязательно
Путевая росла, я даже стал считать, во сколько прилечу «на базу» - показалось что пролечу 300 км чуть больше, чем за 6 часов. Видимость потрясающая – в 40-50 км на ЮЗ раскинулся широченный Днепр. Кажется всю Украину можно охватить одним взглядом. Дороги, городки и поля, поля, поля… Иногда кажется что как бы потерялся в пространстве в полном одиночестве…
Забавно – за весь полет не встретил ни единой птицы.
И тут улица вдруг закончилась и передо мной раскинулся от края до края широченный атермичный район. Тут же зашептал привычный парапланерный страх, что вот блин – могу и не долететь, могу и сесть в бескрайних степях Украины на почти максимальном удалении от «базы». В итоге, я начал делать много лишних движений – летал вправо-влево от одного слабого пыха к другому, потея, то набирая, то теряя несколько сот метров, потерял там наверно часа полтора. Лететь в этой зоне оказалось нелегко – потоков мало, и те, какие-то короткие, извилистые, узкие, вроде бы вот она тройка и уже потираешь руки и думаешь – вот блин, щас выскочу под базу, а не тут-то было – двести метров набора, и уверенная тройка превращается в один-полтора, а потом и вовсе пропадает… На переходах турбулит-кидает – нестрашно, но как-то некомфортно.
До сих пор думаю, что может надо было просто ломануться по прямой – сказывается неумение рассчитывать переход и дальность на планерном качестве.
Даже слегка начал срезать маршрут, потому что показалось, что при таком низком темпе может и вовсе не хватить погоды. Но облака постепенно вновь появились и стало тут же лететь сильно легче, потоки выровнялись – стали не такие рваные…
Тут уже и писать нечего – крайние 60 км летелось почти как по маслу – ровно и красиво – потоки мягкие, вечереет, впрочем по итогу можно было опять же еще почти часик лететь – это точно…
Но за 7,5 часов устал, поэтому принял решение о посадке и правильно – от усталости слегка опух и не дотянул чуток до начала полосы – сел в посев, хоть и мягко, но неприятно, что ошибся – зачем-то стал снижаться на закрылках сразу как перемахнул деревья и провода…
Собственно и все – Украинскому Планеру Украинского Конструктора Коли Кононенко УРРРААА!!!
Он может ого и ого! Даже жаль, что их производство кажись прекращено. А ведь – уникальный аппарат. Уникальное сочетание компактности, веса, независимости от буксировщика и ЛТХ! Кстати, можно буксировать мотодельтой, лебедкой и легким самолетом – надо обязательно попробовать!
Формально, уже понятно, что и замкнутые 350 км для Алатуса – это не предел, но – это и нелегко – это реальная «работа», как говорят планеристы.
Кстати, после полета 325 км по ветру на параплане, высчитал, что можно таки пролететь 400 км на нашей равнине на параплане по ветру, можно, хотя и чрезвычайно тяжело – нужно редкое сочетание погоды, ветра и удачи. Собственно, мог в тот день пролететь 360-370, потому что был пилот, который взлетел на час раньше меня, и пролетел таки двухчасовый маршрут. Очень надеюсь, что кто-то сможет это сделать именно у нас – именно на наших бескрайних равнинах, а не во Франциях-европах!
После Индии уже больше полугода не летал на параплане в термичку – к сожалению стало сильно хуже со свободным временем - на работе много работы
, да и нужно продолжать учиться в Киеве на планере. С одной стороны, интересно попробовать снова парапланерный маршрут после планера, а с другой – не так уж много погоды в этом году, и конечно пока буду выбирать планер…
Вот уж не знаю, нужен ли кому мой отчет – я как-то по привычке пишу на парапланерный форум… Скажем, тем кто живет в близости от планерных клубов, я точно искренне советую рассмотреть возможность обучения на планере… Здоровская весчь – планер!!!
Тем более, что имея опыт на параплане-дельтаплане, на планере научиться летать – легче и сильно быстрее…
Всем летной погоды и отличных маршрутов!!!