wings : Параплан : Парамотор : Планер : Кайт : Paragliding : Paramotoring : Gliding : Kiting : Форум

Статьи, публикации, переводы ... => Методическое чтиво => Тема розпочата: Сергій Прокопенко від Квітень 28, 2012, 18:43:32

Назва: Приешкин Алексей. Размышления о безопасности полетов
Відправлено: Сергій Прокопенко від Квітень 28, 2012, 18:43:32
Обсуждение проблем и вариантов обеспечения безопасности полетов, а также нелетная погода за окном, отпуск и пиво, побудили написать нижеследующее.

Винговеры, спирали на малой высоте.

Есть у меня на кассете фильм, где немцы демонстрируют все кроме галстука, летая где-то в Альпах. Красивые кадры, музыка, красивые полеты. Так и подмывает где-нибудь поразить народ эффектной посадкой после касания ухом параплана поверхности земли. Это когда смотрю фильм, или пиво пью. При очередном заходе на посадку, подобная мысль в голову почему-то не приходит. Мне как-то хватает самого факта возвращения на землю. Наверно потому, что я взлетел не для того, чтобы народ вокруг ахнул, а просто для того, чтобы снова побывать там, где мне нравится бывать. Перефразируя Портоса: "Я летаю, потому что я летаю". И все. А винговеры и спирали, да на малой высоте... Если бы я налетывал в месяц столько же, сколько за три года своих полетов, если бы я летал в Альпах, то - может быть. Может быть мне и захотелось бы большего. Может тогда бы я почувствовал свое равенство с птицами. Пока что надо мной два ворона обкручивают тот поток, из которого я только что вывалился, и им для этого хватает 70 м. высоты, которых не хватило мне. Параплан на плечо, и ножками на гору - учиться. Ходим мы гораздо лучше птиц.

Мифы и легенды украшают нашу жизнь. Ими можно любоваться, о них можно мечтать, в них можно верить. Но чтобы стать частью мифа или легенды нужно гораздо большее, нежели то, что доступно всем. Хорват, затянутый в грозовую тучу и выживший в холоде, граде, грозе и 6500м. - это безусловно легенда. Рекордные полеты - тоже легенда. Только легенды эти разные. Объединяет их одно - везение. А коренное различие в том, что первая легенда - следствие неопытности и безрассудства (то же самое, что и "глупость" ;) пилота, а вторая - опыта. Так же и с мифами. Миф о том, что на параплане можно выпарить с 30 м. вроде как есть такой. Того же рода миф о многочасовых парениях в динамиках и бризах. Если к подобным мифам приложить везение, соответствующие метеоусловия и помножить все это на опыт, они становятся вполне реальными. Может быть, вера в это и вытягивает меня с рюкзаком на спине, в погожий и не очень день из дома на горку. И потом вечером сидишь и думаешь: "Такой большой, а в сказки веришь". Или: "Блин, вот если бы тогда еще поджал/довернул/прижался/стартовал/подождал...тогда бы - однозначно".

А как вам миф о том, что "летать на параплане может каждый"?

 Ну конечно с поправкой на состояние здоровья не ниже среднего и собственно наличия желания оторваться от земли. Тысячи людей ежегодно впервые отрываются от Земли под красивым и почти невесомым крылом. И что? И все. Потому что одно дело - реклама, а реальность - это совсем другое. Велик и могуч русский язык. Перефразируем этот миф. «Взлететь на параплане может каждый». Про себя добавим : в ПМУ. Правда настораживает отсутствие информации об условиях посадки. Но тут можно успокоить народ тем, что "там еще никто не оставался" Суть проблемы не изменилась. В основном все так и происходит. Подходят реальные пацаны, чисто узнать скока денег стоит. Узнав, что вся снаряга стоит меньше чем в натуре реальный отдых, некоторые даже решаются сходу купить и параплан и парамотор чтобы совсем в горку не лазить. Те что попроще, прослушав азы, помучившись с куполом на земле, умудряются слететь с горки и убедившись в собственной крутизне едут дальше. Те что с парамотором, обалдев от непомерной физнагрузки и факта того, что для начала в горку придется все же походить, просто бросают все, в том числе и крыло с мотором, и едут дальше по своим делам. Гораздо проще обстоит дело с лебедкой. Вообще никуда ходить не надо, платишь гроши за затяжку и все. В школе обучение прошел, летную книжку получил. Термики, маршруты – не серьезно, реальным пацанам - аэробатика. Пошел... шмяк. Кто виноват? Инструктор, школа, РП, сам...погода...крыло...дерево...

Кстати, о крыльях.

 Есть такой миф: существует абсолютно надежное, никогда не складывающееся, а если - расправляющееся само, без доворотов и потери высоты, суперскоростное крыло. Смотрю характеристики - да, выдающееся крыло. Смотрю результаты соревнований и рейтинг пилотов - нет такого крыла в списке. Парадокс. Летают кто на чем придется. Потом появляется отчет о ЛП. Вот оно это крыло! Мда.

Так что же надо, чтобы летать как птица: крылья как у птицы, сердце как у птицы? Нет - птичьи мозги.

Переходим к мозгам.

Я не считаю, что парапланерные школы ничему не учат. Они учат. Учат хорошо. Причём, все парапланерные школы учат одинаково хорошо. Просто в одной школе больше разжевывают, в другой больше заставляют включать собственную сообразилку. В одной учат на примерах, в другой - на ошибках. Важно суметь взять то, что необходимо. Кто-то учится сам. Учитывая огромный, по сравнению с имевшимся у пионеров этого направления СЛА, накопленным теоретическим материалом, который вполне доступен благодаря интернету, при наличии здравого разума и отсутствии школы - учиться можно самому. Правда проверять усвоенное, и периодически консультироваться у хорошего инструктора все же надо. Но как и в любом виде нашей деятельности, обучение дает только азы, основы, помогает отработать методику и систему усвоения знаний. И как и всему в этой жизни, учиться летать на параплане придется всю жизнь. Абсолютного знания нет. Может на этом факте стоит заострить внимание очередных выпускников школы?

Теперь про СИВ-курсы.

Однозначно и безусловно полезная вещь. Насчет нужности и необходимости для всех - не уверен. Дело в том, что поведение человека в экстремальной ситуации условно можно разделить на три группы. Первая - пассивная реакция , она же ступор. Вторая - паника, типа что угодно делать, но надо что-то делать. Если человек склонный к попаданию в эти два состояния пройдет СИВ курс, а затем, обретя уверенность в себе, при полете в ровном, спокойном динамике или вечернем молоке, просто на затяжке, в общем – внезапно попадет в экстремальную ситуацию, схлопочет авторотацию, галстук, оборвет стропу, и т.д., то совсем не факт, что организм его выполнит моторику движений СИВ-курса. Только около 10% наших действий контролируются сознанием. Все остальное - подсознательно. Если такой пилот перед взлетом в ПМУ не ввел себя в состояние, которое было у него при входе в зону отработки очередного элемента SIV, пользы от пройденного курса будет мало. Организм окажется в привычном для себя состоянии – ступоре, или панике. Там он и останется. Возможно даже, что человек будет помнить все: он будет знать что НАДО, и знать КАК надо бросить запаску. Но потом он не сможет объяснить почему он этого не сделал. Третья группа реакции на экстремальную ситуацию – активное поведение. Время замирает, вспоминается ВСЕ что знал, выполняется набор известных элементов по выходу из экстремальной ситуации. Если это не помогает - начинается импровизация, основанная на интуиции и скрытых физических резервов. Трехметровые заборы в этом состоянии - не проблема для перепрыгивания. Падения на асфальт с крыши пятиэтажки - тоже не смертельно. Если это не помогло, наступает опять таки ступор - последняя защитная реакция организма. Причем, что интересно, если ранее склонный к активному действию, человек попавший таки в ступор, без реабилитации, попадает в аналогичную ситуацию, с вероятностью 99% он оказывается сразу в ступоре, минуя фазу активного действия. И от крутизны, интеллекта, степени физподготовки это не зависит. Это то, что там, глубоко, вне разума и еще от неандертальца. Все это заложено генами, но может и корректироваться, и восстанавливаться, причем до выхода на гору и поле. Параплан, дельтаплан, МиГ, велосипед, машина, просто поведение в споре - это не важно. Есть специалисты, занимающиеся психологической подготовкой спецназа, менеджеров высокого уровня, политиков, спецводителей, пилотов, стюардов и т.д. Может стоит привлечь подобного спеца в парапланерную школу?

Так что же мы выберем?

 Ходить строем, сдавать экзамены на допуск в небо, поголовно страховаться? Два, нет - три раза в год всем проходить СИВ, медосмотр перед полетом, ежегодно сдавать экзамен на право управления сверхлегким воздушным транспортным средством, каждый месяц проводить техосмотр снаряжения с обязательной наклейкой разрешительной надписи на центроплан? Издать еще одни, самые правильные из правил организации воздушного движения, организовать воздушную полицию и посадить смотрящего с неограниченными правами на каждую горку высотой более 10 м., и каждое поле, пригодное для буксировки? Ничего себе картинка получается. Хотя если самое абсурдное отбросить, то кое-что уже воплощается в жизнь. Самое интересное то, что это действительно снизит уровень паратравматизма. И в масштабах страны и на душу пилота. Целая армия чиновников окажется при деле. Пилотов правда останется мало. Массовость и доступность – пропадут. Останутся самые упертые. Основная масса перекинется на кайтинг, маунтбайк, сноуборды и т.д. Просто люди приходят сюда за разным.

Тот, кто увидел в парапланеризме крутизну и превосходство над другими, всегда будет стремиться к тому же. С вытекающими отсюда последствиями. Тот, кто увидел в этом то что есть, а есть просто факт полета человека над землей, будет летать.

Так может стоит просто перестать выделываться, и начать учиться летать? И может стоит Учителям начать учить летать, летать, а не кататься по небу на самом крутом в натуре крыле? Может будет достаточно того, чтобы РП на взлете спрашивал про план полета и просто не пускал в небо пилота, не знающего что именно он собирается там делать. Ведь просто выходя из дома на улицу каждый имеет план дальнейших своих действий. Почему его не должно быть перед выводом купола в полетное положение? Просто привить потенциальному выпускнику летной школы, необходимость выполнения не только стандартного набора действий предполетной подготовки, но и оценки аэрологической обстановки, умения самостоятельно планировать полетное задание и добиваться качественного его выполнения. Если выпускник летной школы или СИВ-курсов чувствует себя королем пятого океана - трандец ему обеспечен. Вопрос времени. Если неуверенность и страх перед открывшейся взору бездной воздушного океана, закрыли все прелести прекрасной летной погоды, пожалуй лучше остаться на земле. По крайней мере этот  понял куда он собрался. Если человек осознал себя гостем в небе, и учится вести себя в нем соответственно гостю  долгих лет ему, и прекрасных полетов.

Пиво кончилось.

Приешкин Алексей
опубликовано на paraplan.ru 20 июня 2003 года
источник http://paraplan.ru/forum/post/73148 (http://paraplan.ru/forum/post/73148)
Назва: Re: Приешкин Алексей. Размышления о безопасности полетов
Відправлено: spooke від Жовтень 01, 2013, 10:33:35
    Дякую за статтю ! Підсумок 2013 р. по травмам тільки підтверджує необхідність переосмислення себе і себе з парапланом у небі . По власному гіркому досвіду ( компресійний перелом хребта при попаданні в ротор на малій висоті ) можу сказати , що краще добре подумати перед тим як летіти , чим потім довго лікуватись . Але є інша сторона медалі . Під час одужання я проаналізував і осмислив свої помилки і зрозумів , що моє падіння було запрограмоване наперед через незнання мною певних речей ... Я дуже хотів поділитись своїм негативним досвідом з товаришами для того щоб вони не попадали в таку ситуацію як я . Але виявилось , що це нікому не потрібно . Є така фішка у людей - раз хтось упав значить той лопух (фанарь , слабак і т д ...)  зі мною такого ніколи статися не може , бо не може статись взагалі  . В результаті нові аварії , нові збирання грошей на лікування , нова біда  ...    Стаття правильна . Дай бог щоб необхідна інформація з неї дійшла до того кому вона дійсно необхідна .

Олексенко Олександр , Надвірна .   
Назва: Re: Приешкин Алексей. Размышления о безопасности полетов
Відправлено: Сергій Прокопенко від Жовтень 07, 2013, 19:28:47
Олександр, пишіть свої думки, розкажіть про свій досвід у вигляді статті. Опублікуємо тут, а тоді і по інших сайтах розійдеться...

PS взагалі Ви праві на всі сто відсотків - час на роздуми та осмислення з'являється тільки в лікарні :)
Назва: Re: Приешкин Алексей. Размышления о безопасности полетов
Відправлено: Gizhik від Грудень 01, 2013, 12:25:52
Так! Напишіть будь ласка все, помилки, відчуття, що потрібно в цій ситуації робити, як себе вести. Люба інформація буде як для мене корисна. Знання це сила! Можливо все і збуть ким.