Простите, но как всегда очень многа букафф
Когда Игорь Волков в России в прошлом году пролетел на мантре 318 км за 8 часов 45 минут – это шокировало. Казалось – что всё – летная жизнь закончилась - это невозможно не только превысить, не только повторить, но к этому даже нельзя приблизиться. Мало того, что маршрутов более 200 км на нашей равнине было не так много на тот момент, но и максимальное время полета было 5-6,5 часов, а тут сразу почти 9!!! часов! Казалось, что Игорю просто безумно повезло. И надо рассматривать этот полет именно как нечто из ряда вон выходящее.
Но потом он пролетел 300 еще раз уже за 7:25. И это заставило задуматься. У меня тогда максимальная дальность была что-то около 170 км. И для меня даже предел 200 км казался чем-то очень непростым. Но наблюдения за погодой в сильный летный день после прохождения холодного фронта показывали, что парящая погода начинается уже в 10-30, а заканчивается иногда даже после 18-30, то есть формально 8 часов в воздухе – это возможно, главное вовремя взлететь и продержаться как можно дольше.
А в августе, я рискнул пролететь маршрут при очень сильном ветре – дуло около 10 м/с по верху:
http://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=8296 .
Тогда я сел рано – но пролетел больше 160 км за 3:15. Я понял, что лететь в сильный ветер тяжело – очень сложно выбраться наверх, если провалился ниже середины базы, ветер разбивает слабые равнинные потоки, но тем не менее – это возможно. Зато скорость движения по маршруту может получиться более 50 км в час. То есть формально получалось, что для 300 километров достаточно в сильный ветер продержаться 6-7 часов в воздухе или в менее сильный ветер продержаться всю погоду – 8 часов.
Так говорила теория.
Оставалось, только дождаться весны, чтобы попробовать это на практике.
Начало сезона 2011 подарило много отличной погоды для треугольников. Но я не забывал и о мечте пролететь больше 250 километров. И 9 мая – День Победы – подарил такую возможность. В тот день мы с Колей Соломко пролетели вдвоем по 250 км.
http://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=10303http://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=10304 Это было здорово! Перелёт через огромный, протянувшийся от горизонта до горизонта, Днепр вечером, начиная с сотни метров над рельефом, в слабом потоке +0,2-+0,3 – это один из самых восхитительных моментов в моей маршрутной жизни.
И самое интересное, что мы с Колей взлетели с разницей во времени почти 2 часа!!! То есть погоды было как минимум на два часа больше, чем мы летели. Если бы кто-то смог ею воспользоваться, он бы пролетел явно больше 300 км. Это меня воодушевило – практика начала подтверждать теорию.
А потом настал день ИКС. Конечно, я не знал, что он станет днем ИКС, но увидев по прогнозу прохождение холодного фронта, я постарался организовать выезд на пораньше – мы были на старте до 10 часов утра.
Кстати, спасибо Вадику Яценко за ссылку:
http://www.xcskies.com , а Косте Гончаренко спасибо за идею, что этим сайтом месяц можно пользоваться бесплатно
.
На этом сайте очень удобно смотреть погоду по карте – ведь для дальних полетов надо быть уверенным, что через 100-150-200… км пути погода тоже будет хорошая. Сайт показывал на высоте 1200м сильный ветер в Харькове 8-9 м/с и постепенное ослабевание его до 5-6 м/с по ходу маршрута.
Уже до 10 утра погода выглядела великолепно – кучевка, стриты – полный боекомплект.
До 10-00 стартовал тандем, потом первый пилот - Андрей Ткачев - он сразу бодро выкрутил под базу (и пролетел потом около 70 км).
Я стартовал сразу за ним в 10-15 и опа…, пометавшись 10 минут между слабыми разбитыми пузырями, сел в полукилометре от старта. Честно говоря, я слегка расстроился: ведь пока я вернулся на старт, пока я пропустил несколько пилотов в очереди на лебедку, прошел ЧАС СУПЕРПОГОДЫ!!!
Поэтому, когда я в итоге таки снова взлетел – я сразу расслабился – ну сколько пролечу, столько пролечу…
А когда первые два часа пришлось почему-то с огромным трудом выискивать потоки под облаками – я совсем расслабился в смысле каких-то рекордов – ведь за 2 часа при таком сильном ветре я пролетел только чуть больше 60 км.
Но с 13-00 дело пошло веселее – то ли ветер подстих и потоки стали чётче, то ли погода разошлась, но постепенно темп вырос – я летел по стритам от облака к облаку– вправо-влево, вправо-влево и почти под каждым находил прекрасный поток.
В итоге, во всем этом восьмичасовом полете не снижался ни разу ниже 1000 метров – так хорошо я еще никогда не летал.
Целых четыре часа летелось легко и радостно (на равнине это такая редкость) – облака были довольно широкие, но уже на подлете к каждому можно было по местоположению высокой шапки определить, где скорее всего надо искать поток – и как ни удивительно - в 80% случаев это срабатывало.
Поток-переход-поток-переход... Высота легко давалась и так же легко перетекала в километры маршрута. Потоки - чудесная игра природы! Поток дает высоту, высота дает километры, чтобы добраться до следующего потока и так по кругу - дальше и дальше за горизонт. Немного мешало, что ветер все время сдувал в сторону от трассы, но несильно.
Почти в 5 часов вечера, я пересек линию 200 км. Это было великолепно! Я уже забыл о том, что день начался неудачно – и был рад тому, что я второй раз менее чем за месяц, смог достигнуть этой далекой цифры – 200 км. Я в очередной раз порадовался за Трайб – который подарил мне за полтора месяца столько чудесных маршрутов – в сумме более 1000 км и более 50 часов в воздухе.
Но я знал, что все равно потерял целый час утром – а значит не строил планов пролететь намного больше. Да и ветер продолжал слабеть. Я подумал, что вот – пролечу еще часик и будет неплохо. Погода начала понемножку усложняться – потоки слабели, их становилось меньше, но облаков было все еще довольно много. Я пролетел мимо Днепропетровска. Забавно – когда летишь далеко от дома, думаешь – вот сяду возле Днепропетровска – буду звонить тому-то знакомому пилоту, а если дотяну до Запорожья – то этому.
Около полшестого вечера я подошел к 225 км. Появилась мысль, что можно побить личный рекорд в 254 км. В голове началась карусель – высота 2000, удаление 225 км, если не найду ни одного потока, то пролечу километров 20-25, а вот если найду еще хотя бы один, то точно побью свой рекорд. А потом думаешь: ага поток нашли, мне бы ну еще один поточек и возможно невозможное станет возможным и можно будет побить рекорд Украины (263 км).
Напряжение в такие моменты вырастает до небес, несмотря на усталость, забываешь о том, что вроде бы должно хотеться есть, пить и остальное…
И совершенно не хочется есть, пить и остальное.
Хочется только одного: Духи Неба подарите ну еще один поток!... А потом еще один, и еще…
Где-то через час, я не только побил свой личный рекорд 254 км – ВАУ!, не только побил рекорд Украины 263 км – ВАУ! ВАУ!, но и приблизился к цифре 280 км – лучший полет на дальность этого года – мегаполет Теоретика в холодном апреле – ВАУ! ВАУ! ВАУ!
Но погода стремительно исчезала, высота таяла, я даже не смел надеяться пролететь 300 км – ведь я помнил, что потерял утром целый час. В какой-то момент стало понятно, что 280 пролечу точно – но и только – погода умерла – на часах почти 19 - облака от горизонта до горизонта практически исчезли, справа от меня раскинулось огромное Каховское водохранилище в лучах заходящего солнца. Красота да и только! В любом случае, я был очень доволен. Ведь я летел уже больше 7 часов!!! Это само по себе – огромная редкость у нас на равнине. До этого я летал 5-5,5 часов и только один раз (когда пролетел 106 км треугольник) больше 6 часов. Я любовался красотой вечерней степи и чистотой неба.
Мое внимание заинтересовали слева по курсу какие-то обрывки от небольшого стрита. По всему выходило, что под ними можно попробовать найти какие-нибудь нолики и еще немного растянуть удовольствие от полета. Недолго думая, я стал на переход. К разваливающемуся стриту я пришел на высоте чуть больше 1200 метров над рельефом в районе города Орехова. Я заметался в поисках хоть чего-нибудь. Но сначала ничего не находилось – подумал даже, что опоздал. Но потом нашел слабый +0,2/-0,2… И вцепился в него зубами и когтями. Высота не набиралась никак: немножко вверх, немножко вниз... Я посмотрел на ЖПС – там было 280 километров. Я прикинул, что мне не хватает каких-нибудь 400-500 метров высоты, чтобы долететь до 300 км на долете. Эх, обидно – взлетел бы хоть на 20 минут раньше – и всё получилось бы.
И тут мне пришла в голову идея: а что если не мытьем – так катаньем?
А что если просто продержаться в зоне слабых пузырей хотя бы 20-30 минут, при этом я пролечу по ветру 5-8 километров, и потом смогу таки возможно дотянуть до 300 километров на долёте. И я начал держаться!!! Это было круто – прыгать от пузырика к пузырику, то чуть-чуть набирать, то чуть проваливаться и сцепив зубы – тянуть-тянуть-тянуть. Боже как медленно меняются цифры на ЖПС. Вот еще 300 метров дистанции, вот еще полкилометра, вот еще километр… А вдруг все-таки дотянем? Я забыл обо всем на свете – и сконцентрировался на одном – на слиянии со слабыми пузырями теплого воздуха, чтобы не терять, а набирать такие драгоценные метры…
Очень трудно описать словами это волшебное чувство – когда изо всех сил, изо всего возможного устремления летишь к заветной цели… Нашёл пузырь – ух хорошо, потерял пузырь – ух, наверно это был крайний, нет-нет вот еще один…
И план сработал – ровно полчаса я медленно дрейфовал вместе с зоной слабых пузырей и таки пролетел те самые 7 или 8 км. Потеряв очередной пузырь, я, с еще неуверенным облегчением и с чувством почти свершившейся надежды, повернул на долёт…
…И тут – буквально через полкилометра случилось чудо! В 19:05, на самом краю крайнего обрывка крайнего облака я вдруг нашел крайний ПОТОК дня – он был супермощный как для такого времени – уверенные 1,5 м/с, а иногда даже 2 м/с. И этот поток меня вынес снова выше 2000 метров.
Набирая виток за витком в КРАЙНЕМ ПОТОКЕ такого долгого дня, меня охватывало чувство вдохновения, полноты и победы – ведь это почти невозможно – найти такой поток так поздно и набирать в нем так бодро и мощно… Каждая сотня метров – это еще километр или даже больше уже за пределами 300 км. И вот, выбрав в потоке всё что можно, я таки повернул по ветру.
Я давно плюнул на трассы, дороги и города, давно плюнул на то, как я буду выбираться из этой глуши – я просто летел туда, куда дует ветер – к Азовскому морю! Жалко, что так и не увидел моря – оно скрывалось в приземной дымке. Ничего –рано или поздно, я до него долечу!
Я приближался к Токмаку – городу, где насколько я знал, есть небольшой аэродромчик. Я сначала не мог его найти. И вдруг, уже возле самого Токмака, когда я был на высоте метров 500, прямо у меня под носом я увидел маленький взлетающий самолет. Рядом с самолетом я увидел штук двадцать других самолетиков на поле и травяную взлетку. Самолетик сделал плавный круг и стал заходить на посадку – как я потом узнал, курсант делал свой первый самостоятельный вылет на самолете. Удивительное совпадение – я пришел к аэродрому на высоте всего 100-150 метров, было бы у меня чуть больше высоты и я бы однозначно полетел дальше, чтобы пройти еще несколько километров, а так – я сделал радостный круг – покричал ГИП-ГИП-УРА и сел в 100 метрах от аэродрома ровно в 19-45.
Полет завершился:
http://paraplan.ru/forum/modules.php?name=leonardo&op=show_flight&flightID=10882 Я вдохнул воздух, оглянулся и был очарован тем, что я попал словно в другой мир – я взлетел утром в зеленой холмистой лесостепи, а сел вечером – в ровной как стол, южной украинской степи с желтоватой травой, уже слегка выжженной солнцем. Воздух имел совершенно другой вкус и запах. Травы покойно качались на ветру от края до края и закатное солнце подсвечивало их мягким нежным светом.
Через пять минут я подошел знакомиться с РП и с тем самым пилотом, который летал на самолетике. РП – чех по имени Радек – сначала пытался меня слегка поругать за то, что я не уведомил о своем возможном прилете, но когда понял, что я взлетел больше 8 часов назад с расстояния более чем в 300 км, тут же слегка наверно подофигел и сразу подобрел… И даже предложил выписать справку о посадке с печатью аэродрома.
Пилотом того самолета оказался Олег Сологуб – пара- и дельтамоторист, с которым мы нашли кучу общих знакомых, когда ехали в его машине в Мелитополь. Время в машине за лётной болтовнёй прошло незаметно и уже через полтора часа я был в Мелитополе на вокзале. Спасибо Олегу!
Скорый крымский поезд довольно быстро доставил меня домой (ох и неудобно в купе везти парапланерный рюкзак – некуда его упаковывать)…
В 7 утра я был дома.
Честно говоря, сначала я думал, что вот теперь успокоюсь надолго – 100 км треугольник пролетел, 300 км – пролетел. Причем вроде не случайность – ведь за месяц до этого был 84 км треугольник и 250 км – дальность. Но уже через пару дней, я снова поймал себя за сидением над картами и высчитыванием скоростей, часов и направлений
Короче, летим все дальше – за горизонт!!!