Не знаю, в какую тему влепить, выставлю здесь, Сергей поправит.
Вышел новый 141 номер журнала Cross Country. Довольно интересный номер получился, много интерсных статей. Одна из них, статья Брюсса Голдсмита, о "правильном" направлении развития парапланеризма привлекла внимание.
В прошлый раз Брюсс утверждал, что способность параплана фронтально складываться явлется одним из елементов его стабильности.
Сейчас тоже хорошая тема для дискусии, а нафига нам быстрые парапланы? И планеры - это тоже вчерашний день. (ау, Миша, ты где?)... А заодно и существющую систему классификации нафиг...
В общем не поленился, перевел, как смог, читайте. Оригинал статьи в формате "пдф" прикладываю
Брюс
Голдсмит. МЕДЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Забудьте про максимальную скорость, нам надо сосредоточиться на том, насколько медленно крыло может лететь
Брюс Голдсмит летает с 1980х. Он дважды был чемпионом Британии по дельтапланеризму, трижды чемпионом Британии по парапланеризму и в 2007 году был чемпионом мира по парапланеризму. В течении 20 лет является конструктором парапланов и в настоящее время совладелец компании Airwave.МАШИНА СКОРОСТИ.
Теория Брюса заключается в том, что планирующие аппараты, разрабатываемые конструкторами, в процессе эволюции становятся более быстрыми. В тоже время сообщество пилотов мигрирует в сторону упрощения, в том числе замедления аппаратов. Как только планеры стали слишком быстрые, пилоты освоили дельтапланы, как только и они стали быстро летать, пилоты повернулись лицом к парапланам. Начиная с 1 тыс. пилотов планеров в 1945 году, сейчас сообщество насчитывает около 100 тыс. пилотов парапланеристов.
На картинке ось «Y» в км/ч. Синим цветом – планеры, красным – дельтапланы, зеленым – парапланы.
В мае 1999 года я написал в журнале Икаристика статью под названием “Низко и медленно”. Я закрутил ее, сказав: “Подобно тому, как люди обычно говорят, что “маленький лучше большого”, я думаю, что современный путь развития полетов это низко и медленно”.
Летать медленно. Я сказал, есть особенная красота, в том, что ты теряешь, когда летишь высоко или быстро. “Вы можете летать с птицами, вы можете приземляться или взлетать почти везде, где хотите, вы можете висеть на месте так близко к земле, что можете прикоснуться к траве вашей ногой или даже рукой. Лететь медленно также означает лететь тихо”.
Гонка за скоростью в разработке парапланов была “логическим” результатом соревнований. “Для гонки тебе надо лететь так быстро как это возможно”. Но, я добавил [в статье], что “…в действительности, это не имеет ничего общего с тем, из-за чего люди летают на парапланах. Люди летают для удовольствия, и для меня наслаждение парапланеризмом приходит путем получения удовольствия от тех мест, где ты летаешь… от пристального созерцания предметов, летая низко к земле, к природе, в местах, в которые не так просто пройти ногами. Летая близко вполне возможно поговорить с гуляющими на склоне, или посмотреть дикого горного оленя, или даже почувствовать запах цветов, или ощутить восходящий поток соснового леса.
Это также позволяет вам чувствовать воздух вашим крылом. “Иногда, надавливая на брейки, для того чтобы лететь медленно в термике, можно почувствовать, как будто бы вы гребете воздух руками и сами поднимаете себя вверх, как будто взбираетесь на каменную скалу, созданную из воздуха”.
Я завершил статью следующим, “…очень часто вы слышите, что быстрее и выше это лучше, но я думаю, мы уже сделали достаточно много для гонок на скорость”.
Глядя на это изречение сегодня, я продолжаю думать все также. Парапланеризм очень популярен сейчас именно потому, что это наипростейший способ летать. И не только потому, что параплан наиболее компактный летательный аппарат, а также потому, что самый медленный. Это означает, что пилот параплана может взлететь и приземлиться, просто пройдясь пешком. Это совершенно верное утверждение, что именно свойство летать медленно, делает параплан самым простейшим для полетов.
Так что ирония в том, что мы тратим слишком много времени для того, чтобы сделать парапланы более быстрыми. То, что я сказал в 1999 году все еще верно: соревнования на скорость ведет производителей парапланов в таком же ошибочном направлении. Скорость, скорость, скорость.
Летать на планерах было найпростейшим способом летать в середине прошлого века. Но планеры стали быстрее, лучшего качества и более сложными. Затем какие-то ненормальные парни изобрели дельтапланы. Они были проще, легче и медленнее. Потом началось развитие дельтапланов и они стали быстрее и более сложные, аж до разработки “АТОСа”, самого быстрого и самого сложного дельтаплана. Таким образом, после всего этого наступила парапланерная революция, и аппараты опять были медленные.
Если мы посмотрим на развитие крыльев в направлении увеличения скорости мы подумаем, что это и есть настоящий прогресс. Но если вы посмотрите на эту картину шире, вы увидите, что реальный прогресс направлен в сторону уменьшения скорости.
Это проиллюстрировано на моем графике, показывающим среднюю скорость различных аппаратов в разное время. Если вы наложите на этот график популярность, вы быстро увидите, как меньшая скорость приводит к повышению доступности и увеличению популярности.
Это реальный результат гонки за скорость. Скорость убивает: пилотов, а также наш спорт.
Возможно, это только вопрос времени о новой “медленной революции”.
ПРАВИЛЬНАЯ СКОРОСТЬ.Когда люди замеряют максимальную скорость крыльев, они как правило пользуются км/ч. Однако лучший показатель измерения это «скорость свала».
Представьте себе, что ваше крыло сваливается на скорости 24 км/ч и имеет максимальную скорость 50 км/ч. Таком образом соотношение получается 50/24=2.1. Этот показатель, который мы называем диапазон скорости, было бы вполне подходящим средним диапазоном для крыльев класса ЕN-B.
Если крыло имеет скорость свала 20 км/ч и максимальную скорость 60 км/ч оно имело бы диапазон 3.0. Это было бы превосходное крыло.
Диапазон скорости 3.0 действительно наилучший для всех форм авиации. Взгляните на дельтаплан со скоростью свала 34 км/ч и максимальной скоростью 100 км/ч.
Посмотрите на планер со скоростью свала 50 км/ч и максимальной скоростью 150 км/ч. Посмотрите на Боинг-747 со скоростью свала 290 км/ч и максимальной скоростью 910 км/ч. 747-й всего лишь ненамного опережает параплан, имея диапазон скорости 3,14.
Наиболее удивительная мысль об этих всех цифрах, что мы очень близки. Это доказывает, что все летающие машины с хорошим качеством, имеют диапазон скоростей около 3.0.
В парапланеризме, я уверен, мы можем улучшить наше качество, скажем до 4.0 ли 5.0 уменьшая скорость свала. Если мы приложим усилия к уменьшению скорости такие же, какие мы прикладывали к увеличению максимальной скорости, я думаю, результат будет ошеломительный.
НОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КРЫЛЬЕВ. Недавно я ужинал с Гансом Баусенвейном (Hans Bausenwein) из Ассоциации производителей парапланов. Мы обсудили с ним идею изменения классификации парапланов по скорости свала вместо уровней сертификации.
Таким образом, найпростейшие крылья будут иметь наименьшую скорость свала, что, в общем, имеет здравый смысл. Это будет примерно так:
Классы крыльев по скорости свала
Класс 1 или А: ниже 20 км/ч;
Класс 2 или В: 20-22 км/ч;
Класс 3 или С: 22-24 км/ч;
Класс 4 или D: выше 24 км/ч.
Почему об это никто раньше не думал?