collapse

Поиск от Google

Фонд взаємодопомоги пілотів!!!
Голова Фонду Сергей Сергеев (Київ), тел. +380505250259
https://paragliding.in.ua/index.php?topic=542.0 та http://www.nebo-forum.kiev.ua/viewforum.php?f=20

Автор Тема: Столкновение дельтаплана и параплана в Одаеве  (Прочитано 26240 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

Offline deltyk

  • Newbie
  • Повідомлень: 28
  • Karma: +28/-7
Хто аналізуватиме відео - майте на увазі, що камера ширококутна і віддалі правильно не читаються. Коли дельт "ще ген там", то дійсно - не більше 100м. Коли параплан "уже не в камері" - то він там є, зліва. Тобто реально могло виглядати так, що дельт опинився в ситуації, коли в лоб апарат і справа апарат, а вліво не можна, бо "розходимся лівими консолями". Тому інстинктивно спрацював так, як спрацював... 

Offline ChajkaYalta

  • Hero Member
  • Повідомлень: 547
  • Karma: +179/-12
  • Сергей Седых
Имею опыт полётов на дельтаплане порядка 30 часов (до 2001 года)

Временной интервал м/д завершающей фазой левого разворота ДП и столкновением - 10сек - это приблизительно 140-160м.
Сзади и справа пострадавшего ПП летательных средств нет (на видео когда он летит в сторону старта вроде не видно).
Все "лево", "право" расписываются с точки зрения указанного летательного аппарата.
ДП:
во второй половине левого разворота оценить складывающуюся воздушную обстановку с летящим парапланом поперёк предполагаемого направления, летящим парапланом встречным курсом и немедленно принять решение:
1. не доворачивать до желаемого направления и закончить поворот раньше, продолжить отворачивать от склона для облёта желтого параплана справа (возможность этого варианта сильно зависит от момента времени когда пилот ДП полностью оценил ситуацию, вплоть до невозможности если это спустя 1-2 сек после завершения разворота, он возможен только если понимание ситуации пришло ещё в процессе завершения разворота);
2. продолжить левый разворот дольше планируемого для ухода с направления "лоб в лоб" с пострадавшим ПП (облететь пострадавший ПП слева);
3. Разойтись левыми консолями с встречно летящим ПП проскочив м/д парапланами.
Самый оптимальный и безопасный на мой взгляд 1-й вариант, но очень важно не разбираться с ситуацией "по факту".
Если уже разворот закончен и 1-й вариант становится невозможным технически - 2-й вариант несмотря на разрез с правилами полётов, только энергично и без промедлений, чтобы пилот ПП увидел крен ДП и понял, куда лучше ему лететь.
Третий вариант страшно реализовывать так как малейшее отклонение любого ЛС от планируемых - и столкновение.
На 2:13 видно, что пилот ДП находится справа относительно центра трапеции - попытка ввести ДП в правый поворот, что делает пилот ДП до 2:13 рассмотреть практически невозможно.

ПП:
При совместных полётах с ДП "включать" дополнительное внимание, прогнозировать место нахождения и направление движения ДП. Знать, что при равной высоте ДП фантастически маскируется на фоне горизонта.
Очень грамотно перед выполнением поворота посмотреть в ту же сторону, мы это наблюдаем на 1:45-1:46. После разворота видно, что ДП близко к горизонту и начинает левый поворот, даже если и отвлекаемся направо, то потом сразу же ищем дельту.
ДП летит влоб, слева жёлтый параплан, который мешает дельте уйти влево и реализовать расхождение левыми консолями.
1. зажать левую клеванту и перевалиться влево (ДП управляют крылом выражаясь нашим языком "весом" и понимают куда повернёт крыло если вы перевалились влево) - уйти в сторону жёлтого параплана куда не может лететь ДП;
2. правую и перевалиться вправо - дать возможность ДП пролететь прямо.
В этой ситуации, если я вижу, что ДП выходит из разворота мне в лоб - правую и вправо, во-первых: это по правилам, во-вторых, если я попробую уйти вправо для дельты уже будет достаточно места пролететь между мной и жёлтым парапланом.
Дельтаплану для незапланированного разворота требуется гораздо больше времени чем ПП, скорость у него больше, но это не означает, что он может с лёгкостью облетать ПП.

Бездействие и слабое прогнозирование как со стороны пилота ПП, так и со стороны ДП привели к касательному столкновению.
На мой взгляд "обоюдка"  :)
Затраты на ремонт лётной техники "на двоих".  :p0504.gif:
Жизнь - это движение, движение - это жизнь!

Offline SKYCLUB

  • Hero Member
  • Повідомлень: 2387
  • Karma: +252/-121
  • Александр Федак
Обоюдка в смысле что оба поймали гаву, но никак не поровну.

1. Параплан не менял курса-уже поэтому его вина меньше
2. Параплан МЕДЛЕННЕЕ-уже поэтому его вина меньше.
3. Я, как попугай, учлетам в динамике повторяю "Посмотрел направо-повернул направо". Смотреть нужно не перед собой, а по  траектории поворота ПРЕДСКАЗЫВАТЬ события. Не можешь-не поворачивай. Летать на дельте вообще труднее ;)

Еще свежо в памяти, когда лет 5 назад на Клемухе мой учлет точно так же влетел в другой параплан(тоже начинающий)-на развороте -мой слишком затянул разворот на 360, а другой ВООБЩЕ не пытался отвернуть.

Обошлось без жертв. Я отдал чужому пилоту такое же крыло, только новее(вместо порванного)-признавая тем самым то, что вины совершающего маневр в любом случае больше, чем того кто просто летел по прямой( а ведь тоже протупил).
Не, жертвы таки были-меня на параплансру с дерьмом смешали :blyaaaaa:

Что приятно-здесь  ukraine и сейчас все по человечески разговаривают.

На Ходосе места куда меньше...дельтам постоянно приходится протискиваться, как Винни Пуху в кроличью нору

Offline Денис Блохин

  • Hero Member
  • Повідомлень: 1199
  • Karma: +28/-8
  • Mystic 3
Обоюдка в смысле что оба поймали гаву, но никак не поровну.

1. Параплан не менял курса-уже поэтому его вина меньше
2. Параплан МЕДЛЕННЕЕ-уже поэтому его вина меньше.
3. Я, как попугай, учлетам в динамике повторяю "Посмотрел направо-повернул направо". Смотреть нужно не перед собой, а по  траектории поворота ПРЕДСКАЗЫВАТЬ события. Не можешь-не поворачивай. Летать на дельте вообще труднее ;)

Если исходить из этих пунктов то на дороге за рулем я бы погиб уже раз 10-15, когда навстречу вылетают мажеры или идиоты, однако всегда беру правее и объезжаю их.
 Тут ситуация точно такая же. Если ввылетел в небо, то кайфуй не мешая другим, это на маршруте можно лететь и  клеванты бросить, в динамике надо быть всегда внимательным. Мы все не идеальны.
Я не в претензии ни к одному из участников, оба хороши, ведь ничто не мешает нам махнуть рукой и уйти в сторону для расхождения, тем более если ты летаешь и видишь что условия слабые, можно предвидеть ситуацию.
И еще при посадке под запаской надо ноги держать ВМЕСТЕ В ТРЕХ ТОЧКАХ. Тогда они целее будут!!! встречу с планетой производят на напряженные, слегка согнутые ноги, а то можно еще и без копчика остаться.
Хорошо то что хорошо заканчивается. Берегите себя
Удачи!!!
шелкотрафаретная печать на тканях, футболках.

Offline ChajkaYalta

  • Hero Member
  • Повідомлень: 547
  • Karma: +179/-12
  • Сергей Седых
1. Параплан не менял курса-уже поэтому его вина меньше
2. Параплан МЕДЛЕННЕЕ-уже поэтому его вина меньше.
1. Абстракция: если оба летят лоб в лоб и не отворачивают, - будет виноват пилот более медленного летательного средства? Я в парапланерном "муравейнике" буду лететь прямо никуда не сворачивая - я буду меньше виноват чем тот кто летает там по правилам?
Бездействие - не повод быть невиновным, так начнут появляться мысли, что лучше ничего не делать - если что-то случится хоть меньше виноват буду.
2. Согласно правил - да, но не повод свалить всю вину на ДП.
Жизнь - это движение, движение - это жизнь!

Offline SKYCLUB

  • Hero Member
  • Повідомлень: 2387
  • Karma: +252/-121
  • Александр Федак
но не повод свалить всю вину на ДП.

Немножко передергиваем ;)
Я писал вот что
"Обоюдка в смысле что оба поймали гаву, но никак не поровну".

Анекдот по теме, бородатый
Мерс влетел в дорожный каток
Мент-работяге:
-А ну как расскажи, как обгонял, как подрезал >:(

Пилот параплана виноват тоже-он бездействовал.

Но куда более быстрая дельта совершила маневр-ПП просто не сообразил куда ему дернуться.

На Ходосе мы часто летаем куда плотнее, чем в Крыму или на Днестре, расходимся с дельтами, чуть ли не касаясь. Чувствуешь при этом свою полную беспомощность из-за разницы в скорости, особенно когда ОНО, железное, пролетает над тобой-в таких случаях веришь, что пилот дельты все просчитал-как и было описано-делает горку...и молишься, чтобы она у него получилась.

И, собственно, я не настаиваю ::)

Offline ТСП

  • Sr. Member
  • Повідомлень: 403
  • Karma: +152/-153
  • С.Тюлькин
Да, никто ничего не делал!
Удивительно, ".. огромное небо одно на двоих..." и так сойтись.
Еще повезло, что не в Днестр!!!
Помним, что при приводнении надо выскочить из подвески.

Offline Александр Донец

  • Jr. Member
  • Повідомлень: 53
  • Karma: +12/-3
Добрый вечер. Вот мое мнение..
Во первых – летаю я не так давно и 20-ти летнего стажа я не имею. И тем более 150-ти часов налета. По этому – да, может где то и не успел сориентироваться.
 С дельтапланами летал впервые и знаю, что по классу они выше чем парапланы и должны нам уступать. + скорость полета у них гораздо выше чем у нас. Так что объективно оценивать где через секунду будет дельтик я не могу, а тем более на горизонте их вообще не видно (если бы параплан – то другое дело, а так…)
Далее могу сказать, что перед своим крайним разворотом 1м.48сек. я обернулся, посмотрел нет ли никого сзади и могу ли я развернутся. После чего полетел себе дальше, доворачивая по чуть-чуть правее, ближе к склону.
То что, Владимир, Вы написали что я смотрел на паровоз и не вижу что передо мной творится – так извините – это бред. То что я два раза по пол секунды глянул вправо, не говорит о том, что я не вижу что творится  передо мной. Это ни о чем не говорит.
Лично я увидел дельтаплан, вот тогда, когда он появился внезапно в кадре передо мной 2м.12сек. Он четко летел на меня, аж да 2м.14сек. – а уж потом стал отворачивать да 2м.16сек. – когда и зацепил меня. Он летел с достаточно большой скоростью и ВЫШЕ меня.
Вот эти 4 секунды, я действительно подумал, раз он так уверенно летит да и ВЫШЕ чем я – значит он понимает что меня пролетает. А то что я как говорили «Бездействовал» - так извините, ну во первых – он приближался очень быстро, во вторых если бы я дал резко вправо, то на сколько я понимаю мог бы сорвать крыло или у меня бы (как я понимаю) левая часть крыла поднялась бы выше, (а он зацепил мне средину купола) и он опять таки попал бы в меня.
Но дельтаплан по классу выше, по высоте был выше чем я и скорость у него была выше.
А то, что Владимир Вы написали « С его слов – че беспокоится, дельтик все разрулит- » так извините, я не припоминаю что бы я так говорил.
Да и + я ведь тоже могу сказать, что дельтик развернулся мне в лоб, и ничего не делал, аж до 2-х секунд до столкновения. И ему ведь меня легче увидеть на горизонте, чем мне его.
Так что, извините, но своей вины я тут не вижу. Но выводу сделал…
И таки да, хорошо что все так хорошо закончилось. Ибо уже дома обдумывая ситуацию, я понимал, что метром бы ниже и все было бы куда плачевнее.
И было где то в душе приятно, что Владимир сел, подошел ко мне, извинился. А не остался в воздухе, мол – чего мне, я ж летю, у меня все хорошо…


Offline Александр Донец

  • Jr. Member
  • Повідомлень: 53
  • Karma: +12/-3


[/quote]
 И еще при посадке под запаской надо ноги держать ВМЕСТЕ В ТРЕХ ТОЧКАХ. Тогда они целее будут!!! встречу с планетой производят на напряженные, слегка согнутые ноги, а то можно еще и без копчика остаться.
[/quote]
Я так и сделал. Отец слава богу меня научил. Думал перекатится что бы компенсировать энергию. Но приземлился на склоне, вот и скатился вниз..

Offline deltyk

  • Newbie
  • Повідомлень: 28
  • Karma: +28/-7
...Лично я увидел дельтаплан, вот тогда, когда он появился внезапно в кадре передо мной 2м.12сек. Он четко летел на меня, аж да 2м.14сек. – а уж потом стал отворачивать да 2м.16сек. – когда и зацепил меня. Он летел с достаточно большой скоростью и ВЫШЕ меня.
Вот эти 4 секунды, я действительно подумал, раз он так уверенно летит да и ВЫШЕ чем я – значит он понимает что меня пролетает.
Отут Ви самі написали, що побачили дельту тільки перед зіткненням. І він Вас побачив, думаю, ненабагато раніше. В цьому і причина. Крутити головою треба на всі 360 постійно, і тримати в голові всю ситуацію на 300-400м навколо. Йдучи позаду дельти правим галсом Ви повинні були слідкувати за його маневрами, і коли він закладав лівий поворот  - відразу оцінити варіанти його руху, коли він таки ляг на зворотній курс з набором висоти - відразу прибирати вправо. Одночасно не забувати і про інших "учасників руху". Складно- так, неможливо- ні! В тому, що Ви упустили його з виду - Ваша пряма вина. Точно така сама пряма вина лежить на Володі, що не слідкував за задньою півсферою перед маневром ( скажу, що на дельті це складніше- "мертва" зона ), і не скоректував маневр ще в його процесі. Погоджусь із ChajkaYalta про обоюдку...
На предмет швидкостей та маневреності- швидкість дельти при випарюваннях більша в 1,5 рази  максимум. При цьому і радіуси маневрів відповідно більші.  Слід це мати на увазі.
Про нерішучість різкого маневра вправо - думаю його таки слід було робити.  По перше - бодай невелике зміщення є незайве, по-друге - це підштовхнуло би і пілота дельти робити радикальніше свій відворот. Відпадає якась доля секунди на роздуми. І вона теж незайва. Ну це як при їзді на перехрестку- бачиш жести водія- краще роз'їзджаєшся...

Offline deltyk

  • Newbie
  • Повідомлень: 28
  • Karma: +28/-7
...И ему ведь меня легче увидеть на горизонте, чем мне его.
До речі- не факт, особливо проти сонця.
А взагалі, Олександре, не слід ставати в агресивну позу " я не винен - самі дураки". Ця переписка тут не для наїздів, а для аналізу і визначення рекомендацій, щоб цього не повторялось.
Свої рекомендації я написав.

Offline Александр Донец

  • Jr. Member
  • Повідомлень: 53
  • Karma: +12/-3
Еще раз повторюсь. Высота у него была больше, и я думал что он меня пролетает. А когда он начал отворачивать - это уже было за две секунды до столкновение и резко вправо я дать не мог, так как была вероятность срыва крыла.. И тогда я точно так бы свистел вниз, только уже с меньшей высоты.  А по поводу того что я должен был все время за ним следить, так я писал - что впервые летаю с дельтиками -  и реально оценивать скорость сближения не смог.

Offline Александр Донец

  • Jr. Member
  • Повідомлень: 53
  • Karma: +12/-3
Если кому то показалась что у меня агрессия - то я извиняюсь. Это не так. Если бы она была, я бы просто написал, что меня должны были пропустить ибо я классом ниже и все. Я просто описываю ситуацию со своей точки зрения. Понятно что каждого она будет своя. Да и к тому же я написал ранее, что для себя выводы сделал...

Offline VofffKo

  • Newbie
  • Повідомлень: 5
  • Karma: +5/-11
Александр, я своей вины не отрицаю. Опыта больше - значит и спроса тоже.
Должен был заметить Вас раньше и спрогнозировать ситуацию.
Желаю Вам безопасных полетов.

Offline Gizhik

  • Hero Member
  • Повідомлень: 556
  • Karma: +193/-24
Незабувайте що э учльоти, з невеликим часом нальоту, з реагувати на швидко наближаючого дельтика з невеликої відстані мені здається важко. Но все таки потрібно бути завжди уважним якщо вже у повітрі, все таки не сам літаєш, потрібно пильнувати кожний рух. А з викидом запаски респект ПП, не розсіявся зразу спрацювало самозбереження.
П.с причіпіть на дельтик стробоскопічні маячки як у літаку, щоб на горизонті видно було, і різних кольорів(жарт) pivasik

 

* Авиаинциденты