Поиск от Google

Андрій Чучко має всі повноваження як Адміністратор та модератор на цьому сайті.

Автор Тема: Игорь Табанюк. Полет, крушение, выживание, спасение  (Прочитано 17004 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

Offline Сергій Прокопенко

  • Сергей Прокопенко
  • Administrator
  • Повідомлень: 6215
  • Karma: +170/-31
  • wings
ОПИСАНИЕ ПОЛЁТА

Взлетев и набрав 500м на первом  от нижнего старта триггере,я  подошел к потоку, на котором уже работало с десяток крыльев. К этому времени уже стартовал Константин "Cyclone" Гончаренко и я решил ожидать его на этом месте. Вскоре он подошёл к потоку и начал догонять меня . Сравнявшись по высоте, мы двинулись к следующей верхушке. На ней потоков не оказалось. Костя решил поискать слева, а я справа. Пока я щупал ,он уже  ушёл с превышением около 100 метров ,однако через пару секунд и меня «поперло» в достойных плюсах. Почувствовав, что данный поток даст хороший прирост высоты, я пригласил Константина к этому месту, но угловое расстояние к этому времени было уже великовато, поэтому Костя решил проходить маршрут по средним высотам. Довольно быстро я поднялся в этом потоке почти на 2000м. над уровнем старта.




Увидев впереди довольно надёжный триггер, пошёл прямо в лоб, не забывая о возможности безопасного ухода  вдоль склона. Надежды оправдались, перед горой проявился слабый провал с дальнейшим подхватом  в динамике. В итоге на вершину горы вышел с превышением метров 20-ть. Пошарив на южных склонах, нашёл поток и набрал 200м. в запас. На фоне следующего склона увидел жёлтый параплан. Выжав акселератор, я догнал его и, так как у меня было преимущество в высоте 100м?


я легко преодолел эту вершину, а пилот на желтом  параплане  отстал, обрабатывая потоки. Больше попутчиков у меня не оказалось. Выдерживая безопасное расстояние до вертикальных скал, я старался пройти в горизонте  без снижения и без набора. Оставшийся маршрут на запад прошёл на одном дыхании, о чем свидетельствует трек полета


Помня о времени возврата(а это не позже 14.00) и упёршись в очередной барьер, для преодоления  которого  необходимо было минут 10 поработать  в потоках, я посмотрел на часы. Было 13-40 и стало ясно , что не стоит дальше дёргаться и пора возвращаться, имея запас по времени на непредвиденные потери высот по маршруту. Развернувшись,  добрал 200м. в запас и полетел назад, придерживаясь трека согласно показаний GPS. Через 12 км после точки возврата отклонился вправо , чтобы не терять время на обработку потоков, и преодолел очередной гребень. Решил вернуться на линию трека. Совмещая линию трека с траекторией полёта, плавно потерял метров  50 , которых и не хватало для пролёта очередного гребня. Выполнив  6-ть галсов ,набрав необходимую высоту, успешно преодолел  гребень на 20 километре.  В этот момент и расслабился, обольщенный удачно проходящим полётом, приняв ошибочное решение очередной гребень пройти в динамиках тупикового ущелья со склонами как западной, так и восточной экспозиций. Плавно уходя влево,  нарвался на полное складывание передней кромки и консолей крыла (дальнейшие события проходили примерно в течении 3-х сек.).В самом начале падения  сделал две попытки раскладывания крыла путём прокачки клевантами. Приняв решение на применение запаски, потянулся за красной ручкой. В  этот момент в следствии вращения против часовой стрелки, произошёл первый скользящий удар о скалу лицом к горе, затем последовал второй, правым боком. Я отказался от применения запаски, т. к. решил, что при вращении в непосредственной близости скал, она может раскрыться некорректно, вплоть до переплетания с стропами параплана, с зацепом о скалы, с неполным раскрытием купола. Прозвучал внутренний голос “ АВОСЬ”.Скалы пролетали перед лицом с бешенной скоростью. Произошёл третий удар с энергичным торможением, которое произошло в следствии зацепа  правой консоли  крыла о выступ скалы. Почувствовал боль в спине, головокружение, все остальное вроде бы целое- прикиньте!!! Осмотревшись, увидел под собой ещё метров 30 вертикальной каменной стенки, переходяшей  внизу в менее наклонную осыпь камней.



Подтянувшись на уступах и закрепившись, снял подвеску, чтобы случайно не потянуло вниз вместе с крылом. Дернув десяток раз за стропы, смог освободить купол от зацепа и стал осторожно, на вертикальной стене,  запихивать  всё в рюкзак , привязал верёвкой за ручку и начал поэтапный спуск, опуская перед собой рюкзак. На очередном уступе рюкзак  не устоял и полетел вниз с нарастанием скорости, верёвка обжигала руку и кисть автоматически раскрылась. О потере веревки вскоре пожалел, так как при дальнейшем спуске нарвался на отвес отрицательного уклона,  где очень бы пригодилась верёвка. Следующая площадка в 1м.кв. оказалась пятью метрами ниже. Сильно рискуя поломаться, дальше повредить спину, либо  вообще промахнуться  мимо площадки, пришлось прыгать. К счастью опять повезло. Применяя различные методы скалолазания,  минут через десять я почувствовал более-менее устойчивый склон в виде сыпучих валунов, камней и мелкого щебня. Спустившись ещё метров пятьдесят , я нашёл развалившийся рюкзак, частично присыпанный и поврежденный камнями, и связался со случайно пролетавшим на траверсе  этого ущелья Константином.


ВЫЖИВАНИЕ

Опустился к расстегнувшемуся  рюкзаку. Крыло  было частично придавлено большим камнем, видимая часть была заметно изорвана.

Сил на более чем забрать подвеску, запаску, чехол и рюкзак - не было. По рации сообщил , Константину, что упал высоко в горах по ущелью с рекой и большим мостом в начале долины. По великой случайности, именно на частоте 144.585 мгц , как раз на переходе этого ущелья пролетал Костя. Благодаря  этому случаю было определено направление поиска.

- 15ч. 100гр. оставшегося сока начинают таять. Пытаюсь прожевать и проглотить кусочек сникерса (от скользящего удара он уже был без обёртки ). Понимая, что без воды долго не протянуть, продолжаю спуск к вечно шумящему   водопаду 600м. Ниже. Боль в спине требует через каждых 15-20 шагов останавливаться на передышку.

- 17.30  Темнеет, опасно спускаться не видя устойчивых камней. Пройдено пол пути. Кладу подвеску на более менее ровный камень, ложусь сам и накрываюсь рюкзаком.

-Ночь. Борьба с холодом и болью. Не пойму от чего больше трясёт. Тяжело поворачиваться, а надо, это согревает. Поясница, как будто в тисках , неровности основания это подчёркивают. Вспомнил друзей, которые подарили защитный шлем на голову , единственная часть тела, которая всегда, при любом положении была в комфорте, как на подушке.

7.11.09

- 8.30 Делаю (впервые сам себе)  укол Кетанола, в правую ягодицу, вместо спирта использовал йод. Залил Рану левой  кисти перекисью водорода и заклеил бактерицидным пластырем.

-9ч. Начинаю спуск к речке.

- 11ч. Ни доходя до речки метров 100, обнаружил источник воды. Залпом выпил пол литра воды и ещё пол литра понемногу. Пол литра набрал в запас. Проанализировав ситуацию, убеждаюсь, что в месте моего предполагаемого спуска к воде , соединение трёх обрывистых водопадов с разных расщелин. Начинаю искать боковой выход .Наткнувшись на очередные отвесы, возвращаюсь к источнику.

-12ч. Веду переговоры по рации с Костей. Путём косвенных ориентиров( то что у меня сфотографировалось в памяти, это широкий мост примерно в 15-ти км. ниже по реке и что река перед моей горой уходит вправо, если смотреть по ходу маршрута спасателей).Надо мной прошло два крыла, мы пытались с Костей идентифицировать  их, но у нас не совпали надписи на крыльях и я понял, что они ещё далеко не дошли до меня.(Позже проанализировав ситуацию выявил ошибочные действия. Необходимо было засечь точное время прохода надо мной параплана  и по этим данным можно было снять координаты с трека пролетавшего крыла). Данные о моей высоте относительно старта можно было снять с уцелевшего вариометра. Я находился в зоне радиозатенения и в качестве ретранслятора работал Коля Соломко. Если бы я его увидел, я бы его вывел на себя, либо скорректировал угловое направление относительного его, солнца и меня, но к сожалению, как выяснилось позже он не долетел до меня ещё 3800 метров.

Принимаю решение вернуться к крылу , обследовать его на предмет возможного ремонта.

- 14ч. У крыла. В переговорах с Костей пытаемся более точно определить местоположение по координатам выдаваемыми моим КПК(на основном GPS от удара отскочил аккумулятор и при дальнейшем падении разрушился) ,оказалось, врёт. КПК показывало, что я в долине (если бы так) . В переговорах по рации, договариваемся со спасателями о встрече в устье реки.

-Забираю крыло, начинаю срочный спуск.

-16ч. По просьбе спасателей  развожу огонь (прошёл больше половины склона), зажигалка развалилась во время удара, спасли спички , к сожалению дым не получился. Кстати не помешало бы наличие таблеток сухого спирта. Заканчивается вода. Очередной раз выключаю радиостанцию, запасные новые батарейки и пальчиковые аккумуляторы не спасли, вывод – необходим полноценная запасная батарея. Кстати вспомнил, в авиации в НАЗ всегда присутствовал радиомаяк – Комар, сигналы которого легко засекаются со спутника. Необходимая вещь в таких ситуациях

- 17.30 Источник не нашёл, готовлю лежбище, укладываюсь на отдых .Для поддержания энергии, не помешало бы наличие пару банок мясных консерв и сухарей, но к сожалению нашёл только пару молодых верхушек крапивы и уже желтеющих листочков земляники.

8.11.09

- 4.15  Хочу пить. Под лунным светом , в радиусе 100м. , нахожу источник. Утоляю жажду, набираю в запас.

-8ч .Наблюдаю, за завтраком, красивой, чёрной с проседью на шее, обезьяны. Заставил себя доесть кусочек сникерса.

- 9ч. На остатках энергии аккумулятора, обрывисто перекидываюсь словами с спасателями.

-13ч. Понимая, что поиск идёт не в том месте, принимаю решение на ремонт крыла. К этому времени уже распутал на половину стропы, отремонтировал рюкзак и зашил чехол (наложил 1.5М. шва).

-14ч. Делаю 2-й укол Кетанола, шью крыло.

- 17.30 Руки замёрзли шить. Закончил ремонт передней кромки правой консоли, с удовлетворением о проделанной работе, укладываюсь на отдых. Усиливается чувство, что Оксана уже знает и не находит себе место. От того, что не могу её уведомить , что со мной всё в порядке, сам начинаю себя грызть.

9.11.09

- 4ч. Начал крапать дождик. Не верю, но со второго раза, решил перебраться под навес камня. Думал временно, поэтому крыло уложил как попало (это была очередная грубая ошибка).

- 6ч. С ужасом наблюдаю, как льёт дождь, снег, град, мощные разряды на уровне головы, раскатистый гром, ветер. Не удачно накрывшись (крыло всё время сползает вниз, поднять голову не возможно - узкая расщелина), борюсь с холодом ,каплям и струйками воды стекающими с камня в мою сторону.

- 9ч. Понимая, что непогода не на пару часов, долблю себя в уме, что мне надо пару солнечных  дней, для ремонта и на 3-й день с 13 до 14ч. Я должен улететь. Проглядываю несколько раз через паузу ,видеозапись панорамы, сделанной после снятия крыла с зацепа. Продумываю тщательно все возможные ситуации взлёта и ухода с малой высоты, анализирую возможные места посадки. Лишь бы выбраться с западни.

- 12ч.Во всём кошмаре пытаюсь найти преимущества и оно есть - это ловля капель в горлышко бутылки ( хватало сил держать руку только  на каждые 50-ть капель ), таким образом отпала необходимость идти к источнику. Начал есть градинки и заталкивать их в горлышко бутылки. К вечеру обленился и начал сливать скопившуюся воду в углублениях крыла, прямо в горлышко. Теперь знаю, в крышке- 25-ть капель.

10.11.09

- 16ч.  Армагедон  уже длится 36 часов и всё в горизонтальной позе (берегу силы для предстоящей работы), мысли работают только на улёт .

-16.40 Шум вертолёта. Тащу за собой крыло, раскладываю. Вертолёт делает 2-а виража выше и правее. Уходит. По всему видно остерегается резко набегающей облачности.

- 16.50 Шум вертолёта. Тащу крыло в другое место. Стропа цепляется за корень, нет  сил вернуться  отцепить. В отчаянии я расправил только половину крыла. Машу красным чехлом на  фоне снега. Вертушка, левым разворотом, прошла прямо надо мной выше 50-ть м. и уходит. Обувь на сквозь мокрая.

- 17.10  Меняю дислокацию, готовлю крыло к резкому развёртыванию. Укладываюсь. Опять холод. Сушу носки на животе. На ноги одеваю мокрые, но тёплые от рук перчатки. От недостатка кислорода учащается пульс, приходится периодически проветривать "помещение". В кармане НЗ 150гр. прикарпатского бальзама. Натираю им ступни и пальцы ног. Выпил глоток. Наверно зря. После временного внутреннего согревания - пошла изжога.

11.11.09

-Ночь. Разбираю варианты:  видел или нет? "я всё равно - улечу"

- Появились звёзды, значит - после завтра - зашью нижнюю кромку , свяжу стропы и улечу, обязательно улечу. Лишь бы хватило сил стартовать.

- 8.45  Выхожу и говею на солнышке, готовлюсь к работе с крылом. Принципиально не делаю укол - боюсь привыкания, да и осталось всего 3-и ампулы.

- 9.15 Шум вертолёта. Растягиваю крыло, машу красным чехлом. BEL-407, красного расскраса,  выполняет ступенчатые виражи всё ближе ко мне. На 4-м витке я понял, что увидел  меня. На 5-м, я увидел бородатого пилота в очках и в чалме, а сверху ещё и бейсболка. Я испугался - "такой не вытащит, да ещё и без лебёдки". Когда он улетел, я подумал, что  и он так решил. Приготовился зашивать крыло. Вертушка вернулась. Пилоты начали искать место посадки . Пытались пристроиться в 5-ти вариантах и всё бесполезно. Я в отчаянии , на его глазах , ем снег. Правый пилот меня фотографирует, я с трудом улыбаюсь, в надежде, что он покажет снимок Оксане (моей  жене ), Я показываю свою верёвку, надетую на себя подвесную систему, наличие карабинов, готовые к захвату лишь бы он приблизился ко мне. Знаками спрашиваю - куда перейти для его удобства. Пилоты посовещавшись, делают ещё 3-и попытки зависания, знаком показывает где убрать лишний камень. Не чувствуя усталости я покатился сталкивать камень. Угол наклона горы таков, что при посадке большая вероятность касания несущим винтом.  15-ть прицеливаний пилотов и наконец есть надёжный упор правой лыжей. Я за 3-и сек. Заскочил на лыжу, зацепил рюкзак, обнял её так что трактором не оттянешь и показал пилоту пальцем "ОК". Он также аккуратно , не спеша с вертикальной скоростью 1см.в сек. стал уходить от земли.

- Мы перелетели через гору, сели на поляну, где ждал спасатель (его выгрузили как лишний вес для зависания). Я пересел в кабину, поцеловал им руки и Поблагодарил.

-10.30 Сели в Палампуре на стадионе, где нас встречало около сотни людей. Перед выходом  из вертолёта , второй пилот попросил не разглашать, для местной прессы, вероятно запрещённый метод эвакуации на лыже.
 Первым меня встретил Вадим. Он был посредником во всех переговорах и сыграл огромную помощь в переводах на английский язык. Сразу соединил меня с Оксаной , я услышал её голос ,появился “комок в горле” и впервые на виду у всех,(как я ни старался сдержаться)  глаза стали мокрыми.



Игорь Табанюк
http://paragliding.in.ua предлагает снаряжение AEROS - AXIS - UP Paragliding - SOL Paragliders - Woody Valley - AVA Sport - Icaro - NIVIUK - Sky Country - Brauniger Gmbh - +380675004377

Offline Сергій Прокопенко

  • Сергей Прокопенко
  • Administrator
  • Повідомлень: 6215
  • Karma: +170/-31
  • wings
http://paragliding.in.ua предлагает снаряжение AEROS - AXIS - UP Paragliding - SOL Paragliders - Woody Valley - AVA Sport - Icaro - NIVIUK - Sky Country - Brauniger Gmbh - +380675004377

Offline alexsend

  • Александр Пилипенко
  • Newbie
  • Повідомлень: 38
  • Karma: +0/-0
  • Всем удачи!
Уважаю! Биться до конца!!!
Если бы они не смогли тебя зацепить, уверен, ты бы выкрутился. 

Offline WingsOnBack

  • Full Member
  • Повідомлень: 184
  • Karma: +1/-12
мне вот интересно, а идея с улетом на штопанном "на колене" крыле с гор - результат отчаяния или здравый смысл ?