wings : Параплан : Парамотор : Планер : Кайт : Paragliding : Paramotoring : Gliding : Kiting : Форум

Статьи, публикации, переводы ... => Методическое чтиво => Тема розпочата: Сергій Прокопенко від Квітень 01, 2012, 17:33:29

Назва: Josh Meyers. КОНВЕРГЕНЦИЯ: недостающее звено
Відправлено: Сергій Прокопенко від Квітень 01, 2012, 17:33:29
Вас когда-нибудь бесил летный день? Вы пытаетесь отцентрировать довольно сильный восходящий поток, но каждый раз он куда-то от вас уходит. Вы пробуете спиралить, работать восьмерками, пробуете один способ за другим. Ни-че-го. Все, что бы вы ни делали, выглядит ошибочным. После некоторого подъема поток уходит в неизвестном направлении. Вы возвращаетесь туда, где он был всего десять секунд назад, но его там нет. Тут еще портят жизнь эти чертовы птицы, у которых кажется нет проблем с летными условиями, парящие бог знает где и пропадающие из поля зрения абсолютно не теряя высоты.

Все, что в данный момент работает для этого в их мозге, представляет собой довольно значительную область в их нервной системе. Итак, в чем дело? Имеют ли птицы некое встроенное устройство типа нашего вариометра, о котором мы, как и прочие земные твари, не можем даже мечтать? Возможно. Но, может быть, что и нет. Возможно существуют несколько простых способов парения, которые фактически могут сделать из нас лучших пилотов. Очевидно, что причина всего происходящего есть нечто другое, чем термики или хребты. Я уверен, что решающим недостающим звеном для разгадки происходящего является подъем в конвергенции.

Идея этого не нова. Многие всемирно-известные летные места имеют участки с восходящими конвергентными потоками. Это происходит тогда, когда две или более воздушные массы начинают взаимодействовать друг с другом в точном соответствии с рельефом местности. Результатом этого столкновения является то, что части воздуха приходится двигаться вверх. Если воздушные массы достаточно велики и мощны, то туда, где недостаток кислорода, где реально холодно и полеты там обычно не планируются.

  Тем не менее, конвергенция не всегда равномерна по всему воздушному массиву. Фактически она начинается на каком-то уровне, который мы можем уточнить только во время полета.

  В какой-то момент одна воздушная масса передавливает другую и  движение воздушных масс усиливается всторону, при этом поднимаясь вверх над наветренной стороной хребта, они совместно опускаются вниз над подветренной. Там, где они встречаются, они конвергируют, и наиболее желанная для нас часть воздуха устремляется вверх. Не все это есть «очень хорошо» для нас, потому что полеты в подветренной зоне располагаются в диапазоне между «трудно» и «опасно». А что, если склон имеет холмы или хребты на наветренной стороне, которые сами могут продуцировать небольшие зоны конвергенции? Они могли бы быть прекрасным местом для поиска устойчивого восходящего потока. Я имею другой взгляд на все наши «дежурные термики», и вижу, что  если они привязаны к рельефу местности, то можно предположить наличие конвергенции.

Если мы посмотрим на местность впереди нашего летного места и представим огромный надвигающийся поток воды, мы можем увидеть, где ей будет течь легче всего. Часто это очевидно: это такие места как большая долина, где вода смогла бы свободно разогнаться; но мы также должны отметить малозаметные приподнятые участки местности, где воде тоже пришлось бы течь. Чтобы найти область вожделенной конвергенции, ищите, где один поток воды мог бы взаимодействовать с другим. Часто она находится внизу у подножия  ряда холмов, отделяющих одну «реку» от другой. Не забывайте о влиянии склона, вдоль которого вы будете летать. Очень хорошо, если он окажется тем местом, где большинство этих потоков начнут взаимодействовать и сформируют один мощный восходящий конвергентный поток.

Плохой новостью для нас является то, что воздух невидим, если конечно вы не живете в окрестностях Лос-Анджелеса, где атмосфера удобно «промаркирована» для дальнейшего наблюдения. Так что предсказать точное положение линии конвергенции затруднительно. Иногда две воздушные массы имеют слегка разную окраску или мы видим линию кучевых облаков, обозначающую её границы. Часто птицы помогают нам определить эту зону, но гораздо чаще нам приходится делать это самостоятельно. Она существует, и нам стоит постараться ее определить.

Есть ещё хорошая новость - воздушные массы, в которых мы летаем, сами пытаются направить нас в область конвергенции, если только мы не особенно препятствуем этому. Вспомните время, когда вы, отработав с полной отдачей в стремлении выжать все возможное из дня сегодняшнего, решили сделать паузу. Возможно, что это совпало с отбрасыванием перчаток в сторону, регулировкой подвески или небольшим завтраком. После пары минут вы осознаете, что ваше варио пищало все это время. Вы даже смогли понять, что в течение последних нескольких минут вы выпаривали вообще ничего не предпринимая. Это не есть обязательный факт для всех случаев, иногда выпаривание представляет собой тяжелую работу, которая требует практически постоянной смены скорости и направления. Но иногда чем больше мы стараемся, тем хуже у нас это получается.

В некоторые дни восходящих потоков просто нет в этом месте. Финиш. Идите смотреть кино и, по возможности, не в одиночку.

Речь идет о тех днях, которые по вашим ощущениям были полны возможностей, но вы просто пока не смогли распознать происходящее, я понял это. Я допустил это. Я осознал это лично. Обычно у меня остается уйма времени на обдумывание всего этого в течение долгой дороги назад к машине.  Я убедился в том, что многие из этих дней могут быть поняты гораздо лучше, если думать об этом с учетом конвергенции.

Сейчас подробнее об этом. Вы летаете вдоль смещающегося перпендикуляра к основному ветру. Это то, что мы делаем большую часть времени, когда поворачиваем взад и вперед перед нашим летным местом. Двигаясь, вы находите умеренный, постепенно усиливающийся подъем, при этом вы чувствуете, что летите против ветра. Вы разворачиваетесь, безусловно, в направлении «от» хребта, и происходит то же самое – подъем при встречном ветре. Если вы обратите внимание на свою скорость относительно Земли в обоих направлениях, то вы заметите, что имели небольшой попутный ветер прежде, чем нашли восходящий поток, который затем сменился на встречный. Быстро – подъем – медленно, и так в обоих направлениях. Если бы мы поставили ветроуказатели на разных частях хребта, то мы бы увидели, что они все показывают направление ветра в сторону зоны максимального подъема, в некоторой степени отклоняясь один к другому. Конвергирующие воздушные массы. Это очень важное наблюдение. Попробуйте отвернуть на 90 градусов от хребта, как у вас начнется подъем. Не делайте при этом ничего, заставьте себя ничего не делать, переведите свой параплан в режим минимального снижения и постарайтесь не шевелиться. Боритесь с искушением отклониться от курса или развернуться, двигайтесь вперед. Мы постоянно делаем это не задумываясь. Если вы посмотрите вниз, вы сможете убедиться в том, что проекция вашего движения по земле проходит как раз там, где сталкиваются 2 воздушные массы, толкающие вас с двух сторон. Только не сворачивайте с курса и удерживайте параплан на скорости минимального снижения, обеспечив тем самым наименьшее для вашего аппарата снижение и таким образом набирая высоту в потоке, что может оказаться достаточно легким делом; и время от времени разворачивайтесь. Воздушные массы будут выполнять свою работу по поддержанию вас в зоне максимальной скороподъемности. Если вы обнаружите участок с наиболее мощной скороподъемностью на линии конвергенции, вы можете спокойно поспиралить там, но, как привило, большинство птиц и пилотов предпочитают не делать ничего, просто двигаясь вместе с воздухом. Не удивляйтесь, если линия конвергенции выведет вас в те места, о наличие восходящих потоков в которых вы не могли даже догадываться. Если вы захотите вернуться назад вдоль этой же линии, вы должны просто развернуться и действовать таким же образом; воздушные массы должны мягко нести вас между собой.

Сейчас, когда моим глазам открыто наличие восходящих конвергентных потоков, я распознаю их повсюду. В редкие дни я не провожу в них какого-то количества времени. Конвергенция позволяет пересекать ущелья там, где раньше мне это казалось невозможным. Более важно то, что информация о конвергенции помогла мне расширить мои знания об атмосфере, где я провожу значительную часть моей  жизни. Кое-что об одном из мест, где я не часто летаю: конвергенция присутствует в таком бризовом летном месте как Torrey Pines. Даже здесь, в месте чисто бризового берегового парения, мы видим подъем там, где его теоретически быть не должно, иногда намного выше, чем это могло бы показаться возможным. Но я оставляю этот и многие другие еще пока не объясненные феномены для будущих времен и других авторов.

Автор: Josh Meyers
Опубликовано в журнале Cross Country 69
Перевод: Дмитрий Стаценко