Поиск от Google

Фонд взаємодопомоги пілотів!!!
Голова Фонду Сергей Сергеев (Київ), тел. +380505250259
https://paragliding.in.ua/index.php?topic=542.0 та http://www.nebo-forum.kiev.ua/viewforum.php?f=20

Автор Тема: Полет чайника парапланериста  (Прочитано 10067 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

Offline Андрій КУКОШ

  • Newbie
  • Повідомлень: 32
  • Karma: +16/-0
  • Життя на вітер!
Полет чайника парапланериста
« : Червень 08, 2012, 22:43:45 »
  Статья написана очень добрым и скромным человеком пенсионного возраста, у которого не один день не проходит без мыслей о полетах... Я решил, что ее место здесь, среди больных полетами.

  С надеждой ожидаю день 28 октября. Накануне мне сообщили прогноз –северо-западный ветер, умеренный, облачно, но дождя не будет.Это то, что надо для полётов в Заводском!
Я не летал уже месяц и в мыслях вижу себя летящим над обрывом в море.С рассветом первая забота – откуда ветер. Прогноз оправдался, но ветер слабый. Обязанности  диктуют мне ежедневные действия, как то: обход усадеб, кормление собак, приготовление завтрака себе. Всё нормально.
  Держу «колдун» в поле зрения, он обнадеживает. Выношу параплан,одеваюсь по- лётному, вывожу мопед. С нетерпением жду 9-00, чтобы позвонить во Львов – уточнить прогноз погоды на Заводское. В 8-50 звоню – погода лётная на целый день. У меня всё готово, выезжаю. Фирчук провожает  меня собачьим плачем – скулит и подлаивает. Не любит оставаться сам. Ясно, кому охота сидеть на цепи, никто с тобой не поиграет, не погуляет, не потреплет загривок.
…Вот и Заводское, на площадке перед склоном строят летнюю сцену. Это у пансионата «Росинка». Я этому не очень рад, с таким трудом и надеждами искали, анализировали и, наконец, облётывали пригодные склоны. Что поделать, идеальных мест для стартов очень мало.
  Делаю визит вежливости рабочим. Их трое, но сейчас один, обсуждаем погоду, что же ещё. Устанавливаю «колдун» – ветер  косит слева.Раскладываю крыло, пристёгиваюсь. Ветер – 3 м/с. Поднимаю крыло (задний старт), разворачиваюсь и взлетаю. Левый поворот, короткий пролёт, правый разворот, просадка и полёт вниз, на песчаный пляж. Скорость приличная,
но разворот влево, навстречу ветру, невозможен: пляжная полоса узкая и можно не вписаться и сесть в море. Продолжаю снижаться и притормаживаю крыло в момент посадки. Песок рыхлый, ноги чертят борозду и я останавливаюсь. Крыло опадает. Полёт закончен. Прошла минута, может две, неважно.
  Собираю крыло, упаковываю в сумку для переноски и иду по пляжу к лестнице слева, за скалой. Это недалеко, но идти тяжело, ботинки грузнут во влажном песке.
  Лестница бетонная, с поручнем и с площадками для отдыха. Их две, останавливаюсь поочерёдно на каждой, перевожу дыхание. Вот и старт (h 30 м.). Я сконфужен, смотрю на рабочих, но им, видимо, всё равно. Отдыхаю, хожу вдоль склона, посматриваю на «колдун» – косит всё так же. Ветер иногда усиливается до  4 м/с. Взлетать – не взлетать? А зачем я тогда
ехал? Взлетаю снова. Делаю несколько галсов: не держит. С левым галсом против ветра сажусь на перегибе склона, купол опадает перед фундаментом будущего строения. Ясно, ветер ещё больше закосил слева. Это чистый запад. Надо переезжать  на глинистый обрывистый склон в Заводском.
   Не люблю там стартовать, без помощника это трудно. Некому подержать крыло, чтобы надулись дюзы. Там, на старте, везде классический ротор, ветер обратный и  заворачивает переднюю кромку вперёд, на пилота. Упаковываюсь, переезжаю, благо, это не далеко,  600 м. Ветер в лоб, уже усилился до  6 м/с. Устанавливаю на обрыве разборный хлыст из бамбука
для крепления «колдуна». Подходит парень из дома напротив. Руки у него в шпаклёвке, видно, занят был работой, а я, сам того не желая, спровоцировал перерыв. Он думал, что я устанавливал спиннинг. Объясняю, что это и зачем. Проявляет интерес, желает посмотреть взлёт. «А это уж как получится»,  – пасую я.
  Ветер не более 6 м/с, но позади обрыв и купол на земле неподвижен, ротор. Снова одеваю подвеску, пристёгиваюсь, надеваю шлем. Только успеваю выдернуть крыло на  30о, как меня тащит назад, валит и волочит (не успел намотать стропы управления на запястья). Быстро тяну левую группу строп и крыло ложится левой консолью на ветер. Встаю, собираю крыло и снова иду на старт, стараясь не смотреть на зрителей.Меняю способ взлёта. Располагаю крыло ближе к обрыву, сам упираюсь ногами в наиболее пологое место на обрыве (там устроена крутая тропинка вдоль склона). Но крыло в тени, дюзы не наполняются, лишь иногда чуть
шевелятся.
  Наконец,  используя кратковременный  наддув, выдергиваю крыло, крепко упираюсь ногами в край обрыва. Если чуть опоздаю с разворотом, то крыло «хапнет» фронталку и упадёт, я покачусь кубарем вниз с обрыва. (Это при старте спиной к обрыву). Однажды уже было. Тогда помог товарищ, ухватил купол и держал, а я  беспомощно висел на стропах под обрывом, принимая за шиворот осыпающуюся сверху сухую глину. Вытянуть меня назад он не мог, держал из последних сил. Когда поток снизу наполнил через дюзы крыло, я крикнул, чтобы он отпустил, и тогда я оттолкнулся от стены и полетел с разворотом к подножию склона. Сел нормально…
…Крыло поднялось нормально, разворачиваюсь над стартом, но вперёд не лечу, а  меня сносит назад с подъёмом. Сносит быстро, спиной назад. (А сзади ЛЭП, уже близко). Высота ~2 м. Срываю крыло передними стропами, оно останавливается и валится. Бухаюсь жёстко ногами на землю. Вот когда спасают ботинки.
  Собираю крыло, снова иду на старт и раскладываюсь на том же месте. Ждунаполнения дюз.
Наконец поднимаю крыло, разворачиваюсь и взлетаю. Всё нормально.Разворачиваюсь влево и иду над обрывом вдоль ЛЭП. На попытках взлётов потратил полчаса. Снял кожаную куртку и весь вспотел, а теперь в воздухе сразу ощутил холодный пронизывающий влажный ветер. День пасмурный, солнца нет.
  Смотрю на часы - 1305. Лечу вдоль ЛЭП выше опор  на 5 м. Откуда мне знаком этот полёт? Такое чувство, что это уже было когда-то.Вспомнил. Год назад мне снился сон, что я лечу, лечу только усилием мысли, в позе полулёжа на спине, напрягаюсь и, слегка подрабатывая локтями вниз, как бы отталкиваясь от упругого воздуха, взмываю и перелетаю через провода ЛЭП.  Подо мной площадка с выставленными СЛА (самодельными летательными аппаратами).Когда-то я был на выставке СЛА на аэродроме Карагоз, где пилоты-испытатели их облётывали.
  И вот я наяву вижу и ощущаю то, что когда-то приснилось. Как это объяснить?  А я уже и забыл этот сон, хоть и помнил тогда.Ноги всё время на акселераторе, напряжены (часто сносит). Долетаю до глинистого оползня и на подъёме разворачиваюсь вправо на 180о, лечу
назад. «Нюхаю» поток, смещаюсь чуть  ближе к морю. Над морем начинает побалтывать, но и поднимает. Захожу дальше над морем ~ на 20 м. от берега. Подо мною - меляк, водоросли. Подъем возрастает волнообразно, толчками. Набираю 33 метра высоты, лечу над морем.
Прошёл меляк, начинет просаживать, высота уже 17 метров. Жмусь вправо к обрыву. Там высоко не поднимает, но держит стабильно на высоте 12-15 метров. Подлетаю к старту, высота 17 м. Внизу одиноко стоит мой мопед, рядом трепещет «колдун». Ветер в лоб. Это хорошо. Недалеко,   в 40 метрах от обрыва, дети играют в футбол, лупят мячом по воротам у дома, вратарь там же. До меня никому нет дела, насмотрелись на мои старты. Долетаю до поворота обрыва и с подъемом разворачиваюсь влево. С крайнего двора заливисто лает собака. Почему она меня не любит? (В течение всего полёта она меня облаивала). В следующий раз кину ей костомаху, так сказать, подарок с неба. Может, замолчит.
   Так летаю галсами туда-сюда. Проходит час. На очередном пролёте вижу впереди на одной со мной высоте застывшего ястребка. Замер в воздухе, смотрит вниз (ищет поживу). Подлетаю ближе,   на 10 м, – он ныряет вниз под меня и снова взмывает сзади, но уже выше. Чайка парит навстречу выше, делает петлю в сторону моря, обходит  меня, боится. Вижу внизу как по краю обрыва вдоль ЛЭП старенькая, сгорбленная бабуся ведёт двух коз на выпас, идёт потихоньку, а козы бегают, резвятся. Двое рыбаков спускаются с обрыва к лодке, пролетаю над ними. На меня не обращают никакого внимания, у них своя забота – рыбалка. День короткий, надо успеть. Один велосипедист остановился, задрал голову, наблюдает. Вскоре уезжает в село. Дети, по-прежнему, лупят по мячу. При желании могут легко сбить меня мячом, влепив снизу. И охнуть не успею. Нечего изображать из себя птицу. Высота всего 10-15 метров. Мелькает мысль –  продержаться в воздухе ещё час. Намучившись со стартами, что-то не хочется прерывать полёт, ведь держит пока. Посматриваю на часы, одновременно отмечаю высоту и время. Вариометр не стал цеплять на бедро – на таких высотах лучший вариометр – собственная задница. При потере высоты бывает так съежится, что тут же принимаешь
решение и действуешь. Никакой прибор так быстро не среагирует. Ловлю себя на том, что всё время напряжены мышцы ног, спины, ощущаю себя сжатой пружиной – обрыв, ЛЭП близко, внизу море. Пляжа внизу нет, там кучугуры от оползней, поросшие бурьяном, кустарником. Слой водорослей на берегу и в море. На вынужденной можно или испачкать или намочить купол, или положить его на колючки.
  Набрав 20 метров, откидываюсь на спинку подвески, расслабляюсь. Задираю голову, рассматриваю крыло над собой. Всё в порядке.…Вот я уже полтора часа в воздухе, затем 2 часа. Дюдя в воздухе, мёрзнут колени, пальцы на ногах – стучу ботинком об ботинок, шевелю пальцами. Мёрзнут руки. Передвигаю брейки с пальцев на ладони, шевелю пальцами,
как первоклашка. Встречный поток вызывает «слезу из носа». Надо бы брать носовичок. В
горле холодок (оделся легко). Начинаешь думать о глотке горячего чая, а лучше кофе. Может брать с собой термосок? Нет, пожалуй, а то разобью при стартах. Вот бы какую кабину из пенопласта или надувную, как пляжный матрасик…
  Смотрю на часы – скоро 3 часа, как я в воздухе. Решаю летать, сколько будет держать. Стартовал я в 13:05. День клонится к вечеру. На западе, над морем, в разрывах облаков слабо блеснуло солнце и вскоре снова скрылось.
   Наступает нечто вроде пофигизма, думаешь о чём-то постороннем. Делишь окружающее тебя на собственно себя (подвеска, крыло, ты сам) и то, что на земле. Ты – это реально, вот  оно, а всё остальное мелькает под тобой, меняется. Посматриваю на «колдун», когда подлетаю – он радует, трепещет, ветер в лоб склону. Теперь всегда смотрю, научен. В прошлом году над Семёновским склоном зевнул, не заметил заход ветра на 90 (вдоль склона) и зашёл на посадку по шаблону. За что и был наказан опрокидыванием на спину и хорошей проволочкой за куполом. Спасибо хорошей подвеске, но спина всё же ныла от удара.
Взбадриваю себя, заставляю быть внимательным. Делаю зарядку ногами, задеревенели (это опасно при посадке).
  Бабуся возвращается, слышу, как покрикивает на непослушных коз. Она вся согнулась, на спине вязка чего-то вроде сена. Жалко бабушку, она трудится, а я развлекаюсь. Смотрю на часы – цифры мелкие, плохо вижу. Решаю ещё немного продержаться. Видимость ухудшается.
После очередного разворота просаживает, жмусь к обрыву – выкарабкиваюсь, набираю   12 метров. Сокращаю галс и снова разворачиваюсь, лечу до поворота обрыва. Решаю садиться, а то снова провалюсь – и на вынужденную…
   Подо мною двое мужиков возвращаются с моря, вскарабкались на склон. Смещаюсь вправо на площадку (пока есть высота). Разворачиваюсь над ними, снижаюсь и сажусь, купол опадает за спинами у мужиков. Они этого не ожидали и резко оборачиваются. Несколько секунд смотрят и затем уходят. Приятно потоптаться по твердой земле, размять затёкшие ноги. Смотрю на часы – 16 часов 45 минут. Так, в воздухе я был 3 часа 40 минут. Отстёгиваю подвеску, памятуя, что полёт не закончен, пока не отстегнулся (как у лётчика, пока не вылез из кабины). Подходит мальчик, лет девяти, в руках у него два игрушечных пистолета – единственный встречающий. Просит покатать. Отвечаю на обычные детские вопросы, собираю крыло. Быстро темнеет, но ещё видно. Упаковываюсь. Чуть не забываю «колдун». Он в стороне. Еду назад уже со светом, стемнело. День прошел не даром.

P.S.  Мою птицу зовут GRADIENT ONIX 24
Иван Алексеевич  Решетило
Життя на ВІТЕР!!!