wings : Параплан : Парамотор : Планер : Кайт : Paragliding : Paramotoring : Gliding : Kiting : Форум

Статьи, публикации, переводы ... => Методическое чтиво => Тема розпочата: Сергій Прокопенко від Квітень 20, 2012, 14:59:58

Назва: Уроки метеорологии: ПОЛЕТЫ В ГРОЗУ Брюс Голдсмит Сross Country N 57
Відправлено: Сергій Прокопенко від Квітень 20, 2012, 14:59:58
Полеты в грозу на сегодняшний день подлежат всеобщему осуждению. Поэтому большинство людей полагают, что если вы летаете в грозу, вы вероятнее всего, что-нибудь повредите себе или даже убьетесь, или же только везение спасет вас от такого разбуженного смертоносного монстра. Но, действительно ли грозовая деятельность так опасна?

Немного истории.

Когда я впервые начинал участвовать в дельтапланерных соревнованиях, большинство пилотов не осознавали опасность полетов в грозу, и использовали такие моменты, летая в грозу довольно часто. Я помню один урок в St. Andre в 1987 году, когда я парил вдоль горного хребта высотой 2000м. над вершиной, гроза приблизилась, окружив меня, пролился дождь и затем прекратился, пройдя мимо на Север. Небо со временем очистилось, и я мог продолжить свой маршрут.

Люди будут таращить глаза на вас как на сумасшедшего, если вы будете летать в грозу сейчас, и это нормально!

За эти годы люди больше узнали о грозовой деятельности, и во время проведения соревнований была представлена и введена в действие идея о закрытии полетов по маршрутам, где ожидалась гроза. Мы летали вокруг гроз или ждали пока гроза удалиться на безопасное расстояние и затем продолжали задание. Это было конечно на дельтапланах, где у вас есть большая скорость для спасения (бегства), чем на парапланах.

Однажды мой друг Робин Гамильтон был втянут вверх грозовой тучей на 7000м. на Spanish Nationals. Он остался в живых с сильными ушибами от обстрела гигантским градом величиной с камень, с обмороженными руками, его дельтаплан разрывало на части, но он сумел выпасть из тучи и с треском упал в ущелье далеко от того места, где был втянут тучей.

Затем было ужасное происшествие в Комо в 1989 году, когда несколько дельтапланеристов погибло во время грозы в один день. Это происшествие довольно необычное и заслуживает детального описания.

Небо было серым все пасмурное с предсказанием внутренних вставных гроз. Дельтапланеристы старались всячески оставаться вверху с южной стороны хребта Monte Cornizzolo, и в пасмурном небе никто не мог разглядеть какой-либо признак грозы. Грозовая туча развивалась за горой на Севере и шла с Юга в сторону Комо. Подъем в потоке прямо затягивал все сильнее и сильнее пока дельтапланеристы небыли втянуты под уже огромную с невидимой грозой тучу. Самое главное, что делает грозу опасной это невероятно сильный ветер у земли около 100-130 км/ч. Большинство пилотов погибло, когда они выходили из грозы и врезались в горы из-за сильного ветра. Некоторые были до смерти обмороженные из-за подъема на большую высоту.

Эта катастрофа произвела огромный эффект на летный мир и с тех пор все полеты в грозовую деятельность рассматривались как сумасшествие. Большинство полетов во время проведения соревнований закрываются, если есть какой-нибудь признак грозы. На PWC в Bright этого года организаторы закрывали даже лучшие дни из-за предсказания развития грозы, которая действительно там оказывалась один единственный целый день. Прежде чем закончить рассказ о грозовой деятельности вот еще одна удивительная история, происшедшая в Испании, которую я должен рассказать. Испанские дельтапланеристы имеют множество друзей в прошлом парашютистов. Однажды вечером в баре они обсуждали свободное падение и показывали позицию свободного падения. Это было именно то что нужно, т.к. на следующий день одного из дельтапланеристов втянуло вверх в грозовое облако на 5000м. поднимая все выше и выше. Он спокойно снял со стойки свой альтиметр и отстегнулся. Далее он стабилизировал себя в свободном падении (положение он изучал прошедшей ночью в трактире) и затем, когда прибор показал 1000м. дернул за запаску. К счастью она открылась без проблем, и он благополучно приземлился без травм. Но я должен подчеркнуть тот факт, что ваша подвеска или запаска может быть не рассчитана по прочности на раскрытие после свободного падения, если вы раскроете запаску слишком быстро.

Почему грозовая деятельность опасна?

Грозовая деятельность только больших кучевых облаков опасна в действительности двумя вещами:
1) сильный ветер у земли (фронт порывистости);
2) неконтролируемый сильный подъем.

Помните об этом, если вас застанет гроза. Так же помните, что большинство происшествий вызвано скорее фронтом порывистости, чем сильным подъемом. Фронт порывистости исключительно опасен для вас, если вы не на земле. Сильный ветер в воздухе создает постоянные проблемы до тех пор пока вы не приземлитесь.

Австралийская дельтапланерная команда дала мне несколько полезных советов, которые она использовала во время равнинных гроз. Они говорят, что т.к. фронт порывистости может быть слишком опасен, если вы не можете приземлиться до него, садитесь за ним. Обычный подъем во фронте фронта порывистости (сформированной конвергенции) дает возможность вам подниматься в нем пролетая фронт порывистости от начала до конца, который тянется обычно несколько сот метров, и затем совершить посадку в менее ветреном воздухе за ним. Эта техника, конечно же, рискованна т.к. подниматься во фронте приближающейся грозы это необычная рекомендация, но я не могу представить другую идею спасения вашей жизни. К примеру, если фронт порывистости это длинный путь от грозы сам по себе.

Золотые правила.
1. Следи за предсказаниями погоды.
2. Научись распознавать признаки фронта порывистости (любой другой разновидности грозового фронта) и садись заранее перед его приходом.
3. Будь всегда особенно осторожен и предусмотрителен при облаках прячущих вставные грозы.
4. Оценивайте каждую грозу индивидуально либо она опасна, либо это просто большие облака.
5. Помните, что грозы в горах намного опаснее равнинных.
6. Избегайте посадок во фронте порывистости.

В заключение.

Когда я писал эту статью, я старался основываться и на своем собственном опыте. Я летал вблизи 50 гроз учитывая уровень опасности и только однажды попал в ситуацию, когда мне пришлось садиться задом во фронте порывистости.

Грозы это не всегда таинственно-смертельные монстры, они очень красивы. Они растут быстро и это можно предсказать и понять, как и другие явления, происходящие в атмосфере. Справедливо и то, что наказание за неправильно оцененную ситуацию может быть очень высоким.
Захват в грозовую тучу не всегда гибель, вы улучшите свои шансы, если не потеряете голову из-за страха. Опытные пилоты могут, летая рядом с грозой, легко уйти от нее, т.к. понимают, где находится грань опасности, и могут избежать ее.

Перевод с английского Кнюх А.
Рисунки Микитенко В
Назва: Re: Уроки метеорологии: ПОЛЕТЫ В ГРОЗУ Брюс Голдсмит Сross Country N 57
Відправлено: D.S. від Квітень 22, 2012, 17:59:04
Цитата:
Когда я писал эту статью, я старался основываться и на своем собственном опыте. Я летал вблизи 50 гроз учитывая уровень опасности и только однажды попал в ситуацию, когда мне пришлось садиться задом во фронте порывистости.

Грозы это не всегда таинственно-смертельные монстры, они очень красивы. Они растут быстро и это можно предсказать и понять, как и другие явления, происходящие в атмосфере. Справедливо и то, что наказание за неправильно оцененную ситуацию может быть очень высоким.
Захват в грозовую тучу не всегда гибель, вы улучшите свои шансы, если не потеряете голову из-за страха. Опытные пилоты могут, летая рядом с грозой, легко уйти от нее, т.к. понимают, где находится грань опасности, и могут избежать ее.



Брюсу можно верить. По его собственному признанию, он попал в затруднительное положение в 1-м грозовом полете из 50, т.е. вероятность поиметь проблемы составила всего 2 (два!!!)%. И это говорит само за себя.
Если бы он открытым текстом написал "Ребята, летайте в грозу, это все фигня!", боюсь,что его просто никто бы не понял. А так все оставлено на индивидуальное решение каждого. И это решение может быть положительным.