Поиск от Google

Андрій Чучко має всі повноваження як Адміністратор та модератор на цьому сайті.

Автор Тема: Холпатент – принципы применения. (Ваше мнение господа…)  (Прочитано 2787 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

Offline AERO-KIEV

  • Sr. Member
  • Повідомлень: 315
  • Karma: +11/-0
  • (aero-kiev)сlub
Что вызывает свал купола на старте?
Причиной свала является буксировка, выполняемая на слишком больших углах атаки. Крыло в момент старта может выходить на чересчур большие углы атаки в следующих случаях:

1.   Затягивание клевант.
2.   Недовывод крыла над головой.
3.   Конструкция крыла, вынуждающая его буксироваться с большим углом атаки.

Две первые причины не страшны в тех случаях, когда крыло не имеет тенденции к буксированию на больших углах атаки. Однако, если конструкция крыла вызывает большой угол атаки на буксировке, то добавление какого-то из оставшихся факторов быстро приводит к свалу на старте. И наступает оно тем быстрее, чем быстрее крыло поднимается на буксире.

Так как характеристики у куполов разные, или же другими словами угол, на котором буксируется крыло, разный для разных куполов, то и склонность к свалу проявляется у разных конструкций в разных усилиях, и даже в одних и тех же моделях может зависеть в большой степени от нагрузки на крыло. При небольшой удельной нагрузке и достаточно большой тяге на тросе крыло в момент подъема может вырвать пилота со старта. Пилот в момент отрыва от земли перестает тянуть за передние ряды, а есть крылья, которые не переносят такого поведения. К сожалению даже при опытном буксировщике может возникнуть ситуация, когда внезапный порыв ветра приводит к большому натяжению на тросе и провоцирует преждевременный отрыв  пилота от земли. Также и в процессе нормального подъема купола может возникнуть ситуация, когда крыло встает криво из-за плохой раскладки на старте, запутывания в траве либо отклонения ветра, и пилот еще во время подъема крыла пробует исправить эту ошибку с помощью клеванты. Во-первых, чтобы это сделать, отпускают А-ряд и перестают вытягивать крыло, а во-вторых, применение клеванты образует дополнительную силу, мешающую выходу купола над головой.
Устройством, сконструированным в целях уменьшения углов атаки, является холпатент (по-английски Towing support, по-немецки die Schlepphilfe).

Что такое холпатент? Как он работает?

Холпатент – устройство, интегрированное с буксировочной отцепкой, либо прилагаемое к ней. Предназначен он для ускорения крыла во время буксировки. Происходит это путем затягивания спид-системы в момент появления натяжения на тросе. Акселератор затягивается в гораздо меньшей степени, чем предусмотрено его конструкцией, и в спид-системах с двумя блочками это не превышает 1/3 их хода, т.е. примерно 9 см. На более быстрых и лучше буксируемых крыльях можно использовать половину этого расстояния, но большее ограничение действия холпатента не имеет смысла. В общем, затягивание акселератора реализовано тремя способами, но по причине отсутствия графики мы не в состоянии наглядно это изобразить. При любых методах наиважнейшим моментом является крепление буксировочной отцепки к петлям А-рядов, а не к карабинам или элементам подвески.

Холпатенты фирмы Fire Bird сделаны как связующее звено между отцепкой и свободными концами параплана. В этом решении петля со свободного конца растягивается буксировочной тягой, а карабинчик крепится к стропе, затягивающей акселератор.
Холпатент фирмы Independence, интегрированный с отцепкой. Выше – до монтажа, ниже – после установки.  При этом решении стропа, затягивающая акселератор, проходит вблизи места крепления холпатента к лямкам купола.
Другое решение холпатента, в котором затягивающая  акселератор стропа проходит на некотором расстоянии от места крепления холпатента к лямкам параплана. Цель такого монтажа – увеличение степени затягивания спида в ситуации, когда купол остается сзади. Очевидно, при таком креплении холпатента не могут применяться крючья, потому что они будут спадать. Следует ставить маленькие карабинчики или закручивающиеся элементы.
Увеличение затягивания спида при отклонении лямок назад.
Один из способов крепления лямок интегрированной с холпатентом отцепки к  петлям свободных концов купола.

Когда следует применять холпатент?

Характеристика параплана

Хотя об этом и не говорится, но есть купола, которые встают быстрее, и есть такие, которые нужно больше выводить. В зависимости от летных условий оба решения имеют свои преимущества и недостатки. На буксировке, однако, лучше, если крыло выходит над головой как можно быстрее. Некоторые производители специально проектируют крылья, требующие точного выведения на угол атаки, при этом предписывая применение холпатента. Информация на этот счет чаще всего находится в инструкции или на веб-сайте производителя. Распространенное явление, когда предлагающий к продаже холпатент производитель предусматривает его применение на своих крыльях.

Производители, рекомендации которых по применению холпатента известны:

Nova (обязателен для моделей):
Хray, Кarbon, Рheron, Хact

Firebird (обязателен для моделей):
Matrix.

Кроме того, холпатенты продает фирма Swing, и на рынке появились интегрированные с отцепкой холпатенты фирмы Freex.

Вне зависимости от рекомендаций производителя есть группа крыльев, которые по ощущениям потребителей  буксируются «хуже». Это «хуже» может означать дискомфорт, связанный с большими усилиями при поднятии крыла на старте, или же с несколько большим углом атаки на буксировке. Во всех этих случаях следует связаться с производителем, дилером или опытным инструктором и проконсультироваться по поводу своих сомнений. Возможно, холпатент будет их решением.

К числу таких крыльев по мнению потребителей принадлежат:
Купола фирмы Air Sport, особенно модель Passat
Paratech P 23, P 60
Swing Astral II
Advance Omega 3
Up Vision

Недогруз крыла

Правильнее можно было бы определить это как малая удельная нагрузка на поверхность, потому что в равной степени это касается и тех случаев, когда пилот находится в нижней границе веса, обозначенного производителем. Часто крылья, которые для большинства пользователей буксируются без всяких проблем, в случае с легкими пилотами любят оставаться сзади, впрочем, аналогичное случается и при вхождении в сильный поток. Так же и довывод купола над головой  в момент старта может вызывать определенные трудности, часто происходит срывание пилота со старта с очень большой дл него силой тяги.

На взгляд потребителей хуже в нижней весовой границе буксируются следующие купола:

Freex Moon
Dudek Manta
Paratech P 24, P 25

Во всех оговоренных выше ситуациях, очевидно, существует возможность безопасной буксировки и без холпатента. Однако если пилоту случится сделать ошибку, или ко всему прибавится еще один неблагоприятный фактор – может случиться авария.

Техническое состояние

Следует помнить, что независимо от того, как хорошо буксируется наше крыло сразу после покупки, его техническое состояние имеет огромное влияние на параметры полета. Для этого, конечно же, существует периодический осмотр поверхности купола и длины его строп – эти два вещи имеют главенствующее влияние на продолжительность полетов. Касается всех крыльев независимо от производителя.

Как следует устанавливать и регулировать холпатент?

В случае, когда производитель рекомендует применять холпатент, следует устанавливать его в соответствии с инструкцией, а в случае сомнений проконсультироваться у производителя.

В случае, когда фирма не дает рекомендаций по применению холпатента, следует в первую очередь проконсультироваться у представителя производителя, не исключает ли конструкция крыла его применение. Лучше всего, чтобы производитель самостоятельно провел все интересующие нас испытания, но мы должны быть готовы к тому, что даже самые лучшие производители не будут заинтересованы в проверке моделей крыльев, которые уже сняты с производства, поэтому по монтажу холпатента нужно проконсультироваться с  представителем производителя или инструктором. Самая важная часть монтажа – крепление лямок отцепки к петлям свободных концов параплана. Первые полеты после установки холпатента следует выполнять с максимальной осторожностью и с предупреждением об этом факте выпускающего на старте.

Изменения в поведении крыла

Изменения в поведении крыла после установки холпатента не слишком сильны, но нужно быть к ним готовым. Так как основным назначением холпатента является ускорение крыла на старте, то крыло начинает подниматься быстрее, особенно если уже в начале буксировки дается сильная тяга. Если не остановим клевантами купол над головой, можем получить фронтштал и будем протянуты по траве. Сам полет на буксире становится более скоростным и мягким, легче становится управление крылом. Во время испытаний я затягивал акселератор в начале буксировки, и успешно буксировался даже при резком добавлении тяги. Отпускал акселератор только после отцепки. Не знаю, как поведет себя крыло в случае обрыва троса, но теоретически  сам обрыв будет менее вероятен, потому что ускоренное крыло создает меньшее сопротивление. В момент обрыва троса пилот возвращается под крыло, а дополнительное увеличение угла атаки вследствие возврата акселератора на исходную позицию может привести самое большее к замедлению возвращения крыла над головой пилота. Холпатенты, применяемые в школе Aerokrak, значительно увеличивают срок службы учебных парапланов, что доказывает уменьшение нагрузки на конструкцию крыла при использовании этого устройства.       

Особый случай – возможность возникновения аварийных ситуаций, связанных с неправильным креплением холпатента. При монтаже холпатента к петлям свободных концов невозможно затянуть спид ниже их. Обычно это составляет ½ хода акселератора и не вызывает больших проблем. Вторая возможная неправильность – несимметричная установка холпатента. Это вызывает уход с курса и обязательное притормаживание более быстрой стороны, что может быть небезопасно.

Если установим холпатент так, что он не будет работать, то поведение крыла из-за его установки тоже не изменится.

Даже при правильно работающем холпатенте мы должны помнить о точном выполнении всех стартовых действий, в том числе и о корректном выводе купола над головой.
http://aero-kiev.com  (isq 198-009-377)  (skype: aero-kiev) + Интернет-магазин летного оборудования +38-050-330-02-36 (MTS), +38-098-476-62-93 (Kyivstar), +38-093-938-01-45 (Life)

Offline Сергій Прокопенко

  • Сергей Прокопенко
  • Administrator
  • Повідомлень: 6215
  • Karma: +170/-31
  • wings
по-русски это давно называется разгонниками или ускорителями, это для тех кто не сразу понял о чем речь
может иметь разную конструкцию и есть у меня на пробу :)

а это спишем на трудности перевода :)
Цитувати
При любых методах наиважнейшим моментом является крепление буксировочной отцепки к петлям А-рядов, а не к карабинам или элементам подвески.
http://paragliding.in.ua предлагает снаряжение AEROS - AXIS - UP Paragliding - SOL Paragliders - Woody Valley - AVA Sport - Icaro - NIVIUK - Sky Country - Brauniger Gmbh - +380675004377

Offline Сергій Прокопенко

  • Сергей Прокопенко
  • Administrator
  • Повідомлень: 6215
  • Karma: +170/-31
  • wings
Вобщем, вернусь с полётов - напишу больше.

http://paragliding.in.ua предлагает снаряжение AEROS - AXIS - UP Paragliding - SOL Paragliders - Woody Valley - AVA Sport - Icaro - NIVIUK - Sky Country - Brauniger Gmbh - +380675004377

Offline Александр Хлебников

  • любители лебёдки
  • Повідомлень: 2482
  • Karma: +80/-22
Действительно, обычные разгонники.. - вещь полезная особенно для медленных куполов.

Offline Сергій Прокопенко

  • Сергей Прокопенко
  • Administrator
  • Повідомлень: 6215
  • Karma: +170/-31
  • wings
на следующих полётах желающие смогут попробовать как минимум две модели разгонников. Как правильно отмечено в статье, применять их имеет смысл в случае если крыло медленное, как частный случай - недогруженное. Кто у нас летает сильно недогруженный? :)
http://paragliding.in.ua предлагает снаряжение AEROS - AXIS - UP Paragliding - SOL Paragliders - Woody Valley - AVA Sport - Icaro - NIVIUK - Sky Country - Brauniger Gmbh - +380675004377