Статьи, публикации, переводы ... > Приключения

Виктор Кузюра САМЫЙ ПЕРВЫЙ РАЗ. Новогодние зарисовки

(1/1)

Сергій Прокопенко:
Когда в морозном воздухе парят сверхлегкие снежинки и окна покрываются ажурными кружевами, а в теплом доме струится тонкий аромат хвои и аппетитный запах апельсина, когда где-то в ночи звучит "Щелкунчик" и перезвон колокольчиков, а в хрустальном бокале на длинной тонкой ножке играет пузырьками шампанское, - тогда все слегка застывает в ожидании чуда. Будильник, такой назойливый в будни по утрам, сейчас торжественно отсчитывает Время уходящему году, уходящему веку, уходящему тысячелетию. Над моим маленьким городком на перекрестке воздушных трасс среди авиалайнеров курсируют упряжки Святого Николая, Деда Мороза и Санта Клауса. Небо для всех. Всем места хватит. Интересно, их тоже диспетчера ведут или они сами, по GPS рулят?..

Так о чем это я? Ах да, о первом разе. Время такое: всякие чудесные вещи в голову приходят. Как сказал один поэт, простите, пилот: - С полетом можно сравнить только брачную ночь, с той лишь разницей, что она не повторяется.

Да, дух захватывает. Не стану врать, у меня в каждом полете дух захватывает. Но бывает такое, что вообще дыхание перекрывает. Это - когда первый раз. Может, кому не интересно, но кто еще не испытал, тому, авось, пригодится. Лично мне это очень трудно далось. Я о первом маршрутном полете. В чудеса я не верю. Но... Однажды это случилось. Со мной. Да еще в таком месте... Кто был в Коктебеле, тот меня поймет. Медленно плывет время, медленно плывет утренний туман по Узун-Сырту. Перед глазами - зарисовки, как акварели Волошина...

Итак, 17 сентября. Турнир "Коктебель-99". Я уже отлетал пять дней, два из них - зачетные, но в турнирной таблице у меня нули. Не могу выпарить и улететь. К параплану претензий нет - это настоящий паритель: удлинение - 6,05. Летает он, - не могу нарадоваться. Качество, скорость снижения - на грани фантастики: Sector - мировое имя. За пять дней я в него влетался, мне в нем нравится все, даже расцветка: сиреневый верх, снежно-белый низ с фиолетовыми Edel-евскими крылышками. Уже побил на нем личный рекорд продолжительности полета, но очков за это не дают. Стал присматриваться, прислушиваться, благо, пилоты вокруг - легенды: Сергей Шеленков, Сергей Жукарин, Григорий Гомма, Андрей Белецкий, Геннадий Шевченко. На склоне, на веранде, в кафе - везде держу уши востро:
- Попал в подъем, не жди пока выпадешь, заворачивай!
- Если термиков бояться и между ними шарахаться - далеко не улетишь.
- У хребта - шансов больше: до Меганома нужно вдоль Эчки-Дага идти.
Эх, ребята, мне бы ваш опыт! Мало, оказывается, умные книги читать, надо все эти нюансы самому на зуб попробовать. А еще нужна большая удача. Нужно в воздухе оказаться в том месте и в тот момент, когда там сходит широкий, мягкий термик. Видимо я очень сильно захотел и небо услышало крик моей души.

Итак, 17 сентября. Легкий юго-восток. Главный судья Валериан Хегай открывает окно на старте возле кафе. Я спешу разложиться, но напористый Жукарин все равно первый в воздухе. Ветер косой, не держит, Сергей садится. Еще кто-то пытается: результат тот-же. Опять стартует Сергей, порыв иссяк и выше склона ну никак не тянет. Я стою в готовности "ноль", уже засек слабые теплые порывчики, нервы на взводе, вот сейчас дождусь порыва посильнее и... Судья закрывает окно и переносит старт к ЦАГИ. Ну надо же, такой облом! Переминаюсь с ноги на ногу: обратно паковаться не охота. И тут небо посылает мне давнего парапланерного друга Рафаэля Хатыпова.

Раф, в своем стиле, дает ценный совет: - Ты, на триммерах, до ЦАГИ долетишь.
Смотрю, "Эльф" Жукарина уже "лбы" прошел. Что-то в этом есть: лететь веселее, чем параплан сворачивать. Так и быть. Ну, пошел... Отрыв, поворот вправо и понес попутный ветер вдоль склона. Держит на уровне горы. "Эльф" уже в "ложке" и "облизывает" рельеф. Минута и я тоже здесь, и свежая задачка: меня на подлете еще держит, а "Эльф" на другой стороне явно просел - что делать? Лечу напролом, авось без балласта да на триммерах проскочу. И тут, прямо в центре "ложки" пересеклись три составляющих удачи: параплан, место, время. Меня потянуло вверх. Круто закладываю влево, пару секунд - вправо, рисую восьмерки и все это в плюсах. Оглянулся - супер: уже полсотни набрал! Отпускаю триммера, становлюсь в спираль, бросаю взгляд на вариометр: плюс 2 м/с. Без центровки, без поправки на ветер, держу левую клеванту чуть ниже карабина, правую еле поджал и пру вверх, как на лифте: уже плюс 3 м/с. Дыхание затаил, понимаю, что происходит что-то необычное.

Вдруг вижу: со стороны ЦАГИ буксировщик тянет планер. Неужели ко мне в поток его посадит? Нет, они проходят со стороны долины, метрах в ста от меня. Ну прямо воздушный парад получился. Не успел налюбоваться красивым зрелищем, как получил 50% сложение справа. Хорошо, что левая клеванта затянута для выполнения спирали, благодаря этой "контре" купол не развернуло. Прокачал правую половину и даже из термика не выпал. Что это было? Турбуленция от винта самолета или я просто из потока высунулся - этого уже никто никогда не узнает. Ребята потом рассказывали, что открытие окна все-таки задержали: утрясали с аэродромом вопрос безопасности. Ну а я благополучно выбрался на высоту почти восемьсот метров: над горой - 550, так высоко я еще не был. Панорама открылась великолепная, вся гора как на ладони, прилегающие села Наниково и Отважное выглядят, как на карте - двухкилометровке. В легкой дымке - Коктебель и Кара-Даг. Море без линии горизонта переходит в небо. Да, стоило сюда забраться, чтобы все это увидеть.

Но опять возникает проблема, что дальше? Травить высоту и садиться у нового старта или лететь по маршруту, который мне не защитают? Решаю лететь. Надо потренироваться в поиске термиков вне горы, ведь это у меня первая такая возможность. Но увы, небо - безоблачное, хорошего потока я так и не нашел. Ни над вспаханным полем, ни возле холма, ни над шоссе, ни над старой взлетной полосой. Только при посадке над сухой травой потянуло теплым воздухом и начало потряхивать, но с высоты 20 метров я не рискнул выпаривать.

Шесть километров по жаре с рюкзаком в восемнадцать килограммов я не прошел, а пролетел. Над головой один за другим проходили "паровозы". За двадцать минут до закрытия окна я таки успел на старт. Строгий судья подтвердил, что мой полет не защитывается и с чувством выполненного долга выпустил меня одинокого искать счастья на закате дня. Как вы уже догадались, чудеса два раза подряд не повторяются. Со ста метров над стартом я ушел добывать свои первые очки. Над теплой пахотой в ноликах удалось пролететь только 2,9 км. Но я был счастлив, ведь я, наконец, прикоснулся к главному таинству маршрутного полета, я выпарил в термическом потоке!

Не спеша, на закате, притопал на уже пустой старт. Дует легкий юг, возле кафе роится в "молоке" разноцветная мошкара. До них два километра. Постоял, подумал: кто кого нести должен? Надо по-честному, по-очереди. С этой мыслью потихоньку, со встречной составляющей полетел к своему жилищу в палаточном городке. В массовых разборах полетов прошел вечер и наступила холодная Крымская ночь. Умный Раф спит в теплом спальнике с капюшоном, а я снова сожалею о забытом подшлемнике. В полудреме чудятся зубцы Кара-Дага, далекого и загадочного, как на акварелях Волошина. Что принесет нам день грядущий? Как оказалось, не мало, но это уже другая зарисовка.

Итак, 18 сентября. Свежий северо-восток определил место старта. Дружно перебрались на восточный край горы и разложились прямо над шоссе. Судья ставит уже набивший оскомину, но никем не пройденный маршрут: до мыса Меганом. Нетерпеливые принялись бороздить тугой динамик, но без особого успеха. Небо совершенно безоблачное, никаких видимых признаков термичности нет. Прошло достаточно времени, чтобы добрая половина участников расслабилась. В это время срывается со старта "Мистер Х" с Белецким на борту. Он вкручивается в поток и резко уходит вверх и за гору. За ним пошли еще несколько парапланов но в поток они уже не попали. Все наблюдают за Андреем Белецким, он забрался высоко, может двести, может триста метров, но вруг лифт выключился и "Мистер Х"; с большим трудом пробился против ветра обратно к горе.

Я после этого случая крепко задумался. Как Андрей определил удачный момент старта? Решил понаблюдать за посадкой вдоль шоссе: по вершинах тополей можно оценить силу ветра. В это время активность пилотов совсем угасла. Ветер на старте покрепчал, но через пару минут ситуация меняется. Ветер на склоне стихает, а тополя внизу наклоняются пуще прежднего. Я нутром почувствовал - пора. И не прогадал. Через полминуты подошел поток и вынес меня сразу на полкилометра над стартом. Снос был приличный, надо было центровать, чтобы не выпасть из термика, но вчерашний урок даром не прошел: я уже знал, как это делать. Сразу намечаю цель: наветреный скалистый склон Кара-Дага. По пути над виноградниками еще поднабрал, абсолютная высота по прибору - около 800 м. Нормально, можно слегка расслабиться. За мной пошел еще один аппарат, но значительно ниже и он уже приземляется возле шоссе не дотянув километр до Коктебеля. На полпути до Кара-Дага на высоте около 500 м вдруг натыкаюсь на слабый подъем. Отцентровал, +2 м/с, но поток то ли извилистый, то ли прерывающийся. Очень трудно в нем удержаться. Подо мной продолговатый холм и какие-то отдельные строения. Сносит меня вдоль этого холма под углом 45 градусов к линии маршрута в сторону Щебетовки. Но я добросовестно обработал этот термик и выбрался на 900 м.

Посмотрел под ноги - вот это перспектива! Внизу огромный массив Кара-Дага, я даже никогда не мечтал о том, чтобы пролететь над этим древним вулканом, а сейчас его вершины ниже метров на триста. Запомнилась большая прямоуголь- ная скала правильной формы. Фантастическое место. Надо бы когда-то пешком сюда сходить. Немного левее в дымке - Коктебель, как на ладони.

Оглянулся - над долиной совершенно безоблачное небо и ни одного параплана. Неужели потоки выключились? А что у меня впереди? Небо везде голубое и потоки, как и прежде, по поверхности вычислять надо. Лечу строго по линии маршрута, сверяюсь по карте. Впереди Щебетовка, а на подходах к ней - вспаханные поля - это моя надежда. Но вместо подъема включились минуса до 4 м/с и высота стала таять, как лед на сковородке. Как ни рыскал то влево, то вправо - безрезультатно. До окраины городка дошел на высоте 300 м над поверхностью. Поискал над постройками - нет ничего. Вырулил на дорогу до Курортного и вошел в расселину, которая делит Кара-Даг и Эчки-Даг. Напрягся до предела, здесь и ротор поймать можно. Высота - сто метров, надо садиться, а с площадкой большая проблема: дорога, линия электропередач, узкие виноградники и крутые склоны с двух сторон. И тут, как на подарок судьбы, натыкаюсь на поток. Закручиваю любимую левую спираль, минута, - и прибор весело заверещал - стрелочка уперлась в + 4 м/с.

Вот это да! С такой скоростью я еще в небо не вкручивался. Иногда похлопывает ухо, высунувшись из потока, но я к этому уже привык. С начала полета в каждом потоке ловил небольшую ассиметрию. Уже автоматически прокачиваю и компенсирую, благо"контру" в потоке постоянно держу. Ни разу из потока из-за этого не выпал. Термик оказался не только скоростным, но и высоким. Я с ним выбрался на 1211 метров и благодаря сносу оказался над главной вершиной хребта Эчки Даг. Над ней высоты - ни много ни мало - 540 м. Вот тут дыхание и перехватило, вот он - настоящий XC-cross country. Под ногами и горы и море. Слева на бирюзовом фоне снежно-белые полоски - прибой, красивый, как на цветной фотографии. До берега меньше двух километров. Справа, за хребтом - сплошные леса. Кое-где торчат светло-серые скалы, отсюда они как зубы дикого зверя выглядят. Там не уютно. А что впереди? Смотрю на карту: Солнечная Долина. Ну и названия здесь, как в сказке! Конечно, я лечу в Солнечную Долину, это по линии маршрута, и слева от поселка - холмы, там очередной поток поищу. Но ничто не вечно и самые чудесные приключения тоже имеют свой конец. На подлете к холмам такие минуса поймал, что нервы не выдержали: отвернул к поселку. За жилыми домами - какое-то предприятие: плоские черные крыши и бетонированный двор. На высоте около 200 м кручусь в "ноликах" и слабых минусах и потихоньку начинаю понимать, что это уже лебединая песня.

Но сдаваться не хочется. За поселком, среди виноградников - желтое поле, поросшее выгоревшей на солнце травой. Подлетаю, а это кладбище. Помогите, души праведные! Чем смогли, помогли: минус 0,5 м/с. Пара витков, высота около ста метров и тает. Все, пора на посадку. Пошел вдоль дороги над виноградниками, еще километр протянул. Довернул против ветра. Над травой пыхнуло горячим воздухом, как в сауну зашел. На высоте 15 м правую консоль подвернуло, еле успел компенсировать разворот: так и приложился, жестко, по парашютному. Приземлился на узкую полоску между виноградниками в ста метрах от дороги подбора. Отсек время: в воздухе я провел один час и тринадцать с половиной минут. Вжик-вжик, пару фотографий для судьи, на память о месте посадки. Прикинул по карте - двадцать километров пролетел, три личных рекорда побил: дальность, набор высоты и продолжительность полета.

Отдышался и пошел паковаться поближе к дороге, здесь трава пониже, стропы не путаются. Из виноградника вышел парень, сторож, угостил виноградом. Я при случае выяснил, что сорт "Черный доктор" здесь все еще выращивают и одноименное вино на местном винзаводе делают. Обязательно попробую! Проехал на "жигуле" начальник турнира Евгений Белоусов, притормозил, "все нормально", и помчался на финиш, на Меганом. Около часа прошло, пока из-за горного хребта показались парапланы. Высоко над горами прошли Андрей Белецкий и Геннадий Шевченко. Возле меня приземлились Алексей Раков и Сергей Жукарин. На подходе к Солнечной Долине сел Сергей Пушкин, а Маршалкович Андрей угодил прямо на винзавод. До финиша так никто и не дошел, но день оказался самым результативным, да и полеты тогда были очень красивые.

Столько времени прошло... Со мной ли это было? Но в памяти все подробности остались, все картинки с высоты запечатлелись: далеко внизу, в легкой дымке - Бараколь, Кара-Даг, Эчки-Даг, Солнечная Долина. Зарисовки, как акварели...

За окном - роятся сверхлегкие снежинки и звучит перезвон колокольчиков. На столе - хрустальный бокал на длинной тонкой ножке. Пузырьки выстроились в столбики - здесь восходящие потоки, а между ними наверняка - нисходящие. Вот так и в жизни. Поэтому желаю всем нам подольше оставаться на подъеме и быстро проскакивать спады.

С Новым Годом. С новым счастьем. Высоких полетов и мягких приземлений.

Ежик:
Красиво описано...;)

Навігація

[0] Сторінка Повідомлень

Go to full version