Путешествия, приключения, поездки по Украине и за её пределы > Отчеты
Крымская одиссея 2011. Осень.
Jnets:
Осенняя одиссея 2011
День первый
О коллективной поездке на полеты в Крым мечталось уже давно. Нелётная погода лета 2011 и такая же погода начала осени направляла наши мечты в нужном направлении. И правильно говорят, что если чего-то очень сильно захотеть, то это обязательно случится! Получилось осуществить и эту мечту. Удачно совпали мой отпуск и желание полетать в Крыму, с таким же желанием моих друзей, что позволило нам собрать дружную компанию и на двух машинах семеро пилотов отправились покорять воздушное пространство над самым замечательным полуостровом планеты. В состав двух экипажей вошли: Сергей Гарбуз (Лисичанск,ник Прапор), Андрей Галицкий(Донецк), Дмитрий Меленевский( Краматорск, ник Jnets), Сергей Тарариев(Мироновское), Павел Гончаров(Алчевск), Сергей Трубников(Алчевск, ник Ирландец), Александр Понамарев(Широкино). Позже к нам присоединились Юрий Светлана Каукаловы(Угледар). Но сколько же переживаний было в предвкушении этой поездки! Вещи и снаряжение были собраны за неделю до назначенной даты отъезда. Сайты с прогнозом погоды стали стартовыми страничками моего интернет-браузера. И надо же, по закону подлости, что то сломалось в небесной канцелярии, кто-то что то напутал там, и боги ветров стали надувать свои щеки в совершенно неправильном направлении. Сильный восточный ветер по всему Крыму срывал нашу поездку, отодвигая её все дальше вглубь осени. Приходилось ждать и ждать. Прошла неделя. И наконец то небо услышало нас! Долгожданный звонок от моего друга, Сергея Гарбуза – “Выезжаю сегодня вечером, около восьми буду у тебя”. Мы едем, мы все -таки едем, урааа!!! Еще немного ожидания и втиснув в машину громадные рюкзаки со снарягой, едем в Донецк, за третим пилотом нашего экипажа, Андреем Галицким. Ну вот, все в сборе, все загружено и ночная дорога ведет нас в Крым. На Мангуше к нам присоединяются остальные пилоты нашей тусовки, на второй машине. За разговорами время летит незаметно и вот уже предрассветный Крым встречает нас. Нам нужно ехать на горку Таз-Тау, у подножия которой расположено село Мраморное. Проезжаем Симферополь, находим нужный поворот и останавливаемся на каком -то боковом съезде на грунтовку, решая немного поспать и искать дорогу на гору уже в свете дня. Сон в тесной машине, набитой объемистым снаряжением – удовольствие еще то! Прокрустово ложе! Светает, ветер немного меняется, и выясняется, что мы стоим около местной свалки, смрадный дым с которой накрывает нас. Гадость…. В ужасе быстро уезжаем. В свете нарождающегося дня находим дорогу на старт. Въезжаем на уютную полянку, на которой уже стоят автомобили и палатки местных парапентосов.
Вот мы и на месте. Гора Таз-Тау. Очень хорошее место для парящих полетов. Сам старт находиться выше стоянки на 120 метров. До него пятнадцать минут крутого подъема по лесной тропинке. Завтракаем, наблюдая за погодой. Еще очень рано и ветра пока нет. Я не выдерживаю и поднимаюсь на старт. Выгоревшая трава, выходы скал и мелкие камни. На севере виден Симферополь, на юге нижнее плато массива Чатырдаг. Красота! Внизу большая долина, обещающая отличные восходящие потоки. Ветер начинает дуть все сильнее с севера. Это как раз то, что нам нужно. Пока мы завтракали, ветер проснулся окончательно и задул с такой силой, что стало ясно, что утром летать уже явно не получиться, и нужно ждать стихания, которое, по прогнозу, должно было случиться ближе к обеду. Вся наша компания взобралась на старт, и мы просто гуляли по горке, любуясь видами и фотографируя окружающую природу и самих себя. Незаметно пролетело время и вот уже в небе замелькали крылья местных пилотов. Немного понаблюдав за ними, начинаем стартовать и мы. Погода просто сказочная, яркое солнце, тепло, желтые и красные пряди в листве деревьев, неуловимая осенняя синева, разлитая в небе, парящие над долиной орлы и яркие крылья рядом с ними. Стартую, вслед за Сергеем Газбузом, присматриваясь к соседним парапланам, чтобы никому не мешать.
Ну, здравствуй, крымское небо! Немного турбулентно, нагретый воздух стремиться вверх, вынося наши крылья в прохладу и синеву большой высоты. Быстро находим хорошие потоки, кружась , поднимаемся все выше! Крыло пошевеливается над головой, растет высота, вот уже стало видно нижнее плато Чатырдага и Долгоруковскай яйлы, высматриваю с высоты отроги Тырке, и долину реки Курлюк-Су. Места наших весенних походов. Как же все тут рядом. И какое маленькое все кажется с высоты полтора километра. Тем временем Сергей на своем Дискавери 3 набирает почти 2 километра и уже летит над вершиной Ангар-Бурун, собираясь улететь в Алушту. Местные пилоты по радио отговаривают его от этой затеи, мол, в Алуште сильный, порывистый ветер и лететь туда не стоит. Местный пилот с ником Чайка, страхует нашего друга по радио, за что ему огромное спасибо!
Сергей решает не рисковать, возвращается назад, пробиваясь против ветра, но глайда крыла не хватает для возвращения на старт он садиться на нижнем плато Чатырдага, около пещеры Ослиное ухо, где за его приземлением с удивлением наблюдают туристы, решившие переночевать в гроте у входа в пещеру. Отличный маршрутный полет! Первый день в незнакомом месте и такой хороший результат! Мы все очень рады за нашего товарища. Я же не рискую уходить далеко от места старта, периодически снижаясь, а потом, вновь набирая высоту, просто наслаждаюсь полетом и свободой. Постепенно ветер стихает, а солнце клониться к закату, слабеют потоки и пора думать о посадке. Еще немного времени в воздухе и я сажусь на поляну около палаток. Отличный лётный день! Несколько часов в воздухе, после перерыва почти в месяц! Чудесно! Тем временем с маршрута возвращается герой дня, забрасываем его вопросами, делимся впечатлениями. Все пилоты очень довольны, леталось сегодня замечательно! Закат окрашивает небо в алый и золотой цвета, пора готовить ужин и ставить палатки, чтобы полноценно отдохнуть, потому что на завтра обещают замечательную погоду и мы должны быть готовы! Стоит ли говорить о том, что ужин около костра, под ночным, полным звезд небом, затянулся далеко за полночь? И спалось после такого насыщенного впечатлениями дня просто замечательно!
День второй.
Утренняя свежесть проникает в палатку. Пора вставать, навстречу новому дню. Солнце еще не добралось на стоянку, но вся долина перед нами уже розовеет в его лучах. Идем умываться, а некоторые любители и купаться в роднике чуть ниже поляны. Ледяная вода восхитительно бодрит! Неспешно завтракаем, ожидая развития погоды. Вот и пора уже подниматься на старт, северный ветер уже подгоняет нас, зовя в небо. Сегодня дует не так сильно, как вчера и нужно не просто летать около горы, ожидая восходящего потока, а угадывать момент старта, иначе полет будет очень коротким, просто сверху вниз, а потом опять утомительный подъем на старт. Со многими из нас так и происходит. Стартовав почти одновременно с Прапором, я ошибаюсь в пилотировании, вываливаюсь из потока и после безуспешных попыток выпарить оказываюсь внизу, приземляюсь в какие - то низкие кусты, из которых потом довольно долго выпутываю крыло и стропы. Тем временем неугомонный Сергей на своем Дискавери снова продолжает нас удивлять! Ему удалось поймать отличный поток, с которым он поднялся на очень большую высоту и снова уже летает где-то над Чатырдагом. Потом возвращается к горке, снижается и снова набирает почти двухкилометровую высоту. Постепенно смещаясь в сторону Симферополя, пилот решает лететь в Бахчисарай! Следим за ним с восторгом, провожая парящий параплан взглядами. Постепенно он растворяется в лазури неба, далеко впереди. Теперь связь только по радио. Следим за перелетом , переговариваясь на пилотском диапазоне. Я взбираюсь со своим рюкзаком на старт. На старте сидят два местных парапланерных перца и тоже слушают радио. Перекидываюсь с ними парой фраз, они комментируют полет и подсказывают, куда и как лучше и безопаснее строить переход нашему коллеге. Вскользь интересуются, на каком крыле летает наш друг, ожидая, наверное, услышать название самых известных и продвинутых аппаратов. Сообщаю, что он летит на Дискавери 3, следует некоторая пауза. Лица несколько вытягиваются от удивления, и немного погодя звучит фраза: - “ Вообще – то Дискавери 3 – очень парючее крыло!!!” Да нет, ребята, самое обычное крыло, просто нужен опыт и немного везения. И можно отлично летать даже на серийных аппаратах, без претензии на суперхарактеристики. Тем временем Сергей, не долетев до Бахчисарая, садиться в поселке Тополи. Второй день и снова отличный маршрутный полет, полный приключений! Можно только поздравить пилота! Пока мы наслаждались полетами, в наших рядах назревает раскол. В нашей команде не все пилоты одинакового уровня, есть два начинающих, Павел Гончаров и Сергей Трубников и для них условия этих двух дней были сложноватыми и леталось им не комфортно. Завтрашний прогноз не обещает погоды на Таз-Тау и большинством голосов принято решение ехать в Коктебель, на гору Клеменьтьева, эту мекку парапланеризма, в надежде на погоду там. Решение, на мой взгляд, опрометчивое, но так решили. Все - таки, нужно думать не только о собственном удовольствии, но и о других! Едем на Клемуху! Снова сборы, упаковка и погрузка снаряги. Путь не близкий, время уже к вечеру! Ясно, что сегодня будем ночевать где то по дороге. Ребята выбирают для этого мыс Башенный. По дороге любуемся видами на Алушту, Южную Демерджи, долину Приведений. Еще немного дальше и уже видны скалы урочища Джурла и Хапхал, обрывы Караби. Красота! Незаметно летит время и солнце уже клониться все ниже. В догорающем свете дня разбиваем лагерь на берегу моря. Желающие идут купаться. Потом готовим ужин и засыпаем прямо на берегу, под плеск волн. Хорошо, но холодно.
День третий. Клемуха.
Утром просыпались медленно и лениво. Снова купания и завтрак. Выезжаем довольно поздно, по пути еще заезжаем в Веселое, где любуемся морем и горой Караул-Оба, поэтому и на Клемуху добрались ближе к обеду. Ну, погода, как и было сказано, совсем не для учеников. Дует сильный, порывистый восточный ветер, в котором летают несколько местных асов. Следим за ними, понимая, что нам в такую погоду нечего и соваться в воздух. Поэтому едем на море! Купаться, в Тихую бухту! Вода – чудо как хороша! В общем, настоящий кусочек лета! С удовольствием поплавав в море, валяюсь на песке и подставляю бока солнцу, пытаясь немножко загореть. Ближе к вечеру снова едем на гору Клеменьтьева. Ветер немного стих, направление его несколько изменилось, что дает нам возможность летать на северном склоне. Взлетаю, уворачиваясь от куполов каких то учеников. Один из них оказался упорным и гонялся за мной весь вечер, пытаясь все время оказаться снизу и сзади. Ну, точно маньяк! Наконец ветер стих настолько, что маньяк сел, оставив меня в покое. Еще полчасика полетал спокойно. Темнеет и пора на посадку. Сажусь около учеников какой то парапланерной школы, которые только учаться стартовать. Около ярко рдеющего куста сумаха сидят две симпатичные девушки, наблюдающие за успехами своих парней, которые как раз и учатся летать. Девушек зовут Таня и Настя. Туристки, скалолазки, комсомолки и просто красавицы! Настя помогает мне сложить мое крыло, за что ей огромное спасибо! Поднимаюсь по склону к машинам к остальным нашим пилотам. Все уже деловиты и озабочены, уже все хотят ехать на Ай-Петри, завтра там обещают великолепные условия для полетов. Ну и отлично! Едем! Снова ночная трасса, огни городов, туман сонных лощин. Решаем остановиться ночевать чуть выше села Соколиное, на туристической стоянке Кокозка. Стоянка названа так по имени горной реки, что течет из Большого каньона Крыма. Уже в полной темноте въезжаем на стоянку, находим отличное место, с большим деревянным столом и ровными площадками для палаток. Тут мы заночуем, а ночью к нам присоединяться еще два пилота нашей тусовки, Света и Юра, они уже едут в Крым. Ужинаем и проваливаемся в сон.
Продолжение следует!
Jnets:
Продолжение
День четвертый. Ай-Петри
Утром встаем пораньше. Идем купаться в горной реке. Холодно, но после купания идущий по телу жар прогоняет остатки сна. Хорошо! На завтрак жарим шашлык, как дополнение к обычным блюдам походной кухни. Ночью наша компания пополнилась и мы уже на трех машинах по старой ялтинской дороге выезжаем на Ай-Петри. Горный серпантин дороги неописуемо живописен! Деревья, тронутые красками осени, скалы , синее небо, мелькающее сквозь кроны высоких буков, акулий плавник горы Союру-Кая, вспарывающий зелень лесов. Постепенно лес вокруг меняется и вот уже сосна сменяет бук, а дорога выполаживается, выходя на айпетринскую яйлу. Еще несколько километров и мы выезжаем к старту. В нескольких метрах от обрыва уже сидят двое парапентосов со своими необъятными рюкзаками. Подходим, здороваемся, расспрашиваем о условиях полетов и аэрологии этого места. Планы у местных пилотов просто грандиозные, улететь аж в Симферополь! По амбициозности, это почти как у А. Гитлера, начав летнюю кампанию против СССР, Новый год праздновать уже в Москве. Я внимательно наблюдаю за развитием погоды и поведением местных парапланеристов. Через некоторое время мне становиться ясно, что сегодня никаких улетов не то, что в Симферополь, а и по месту не будет. Инверсия над морем, слабый бриз и то, что пилоты не спешат распаковывать снарягу говорит о многом. Пытается стартовать Сергей Тарариев из нашей команды. Наблюдаю за тем, как его Скорпион с трудом держится на уровне старта, слишком слабо дыхание нагретых слабеющим осенним солнцем скальников под нами. Подъезжают еще несколько пилотов из Симферополя. Коротко посовещавшись, начинают грузиться в авто. На наши настойчивые расспросы отвечают, что едут летать в другое место, какой то загадочный Северный старт, который находиться где -то очень далеко, что там заповедник и что нам про то место знать совсем и не нужно. А нужно нам летать здесь, что погода супер и что все мы классно поколбасимся. И точно. Все так и вышло. Поколбасились. Когда стало ясно, что местные уехали неспроста и что погоды сегодня тут не будет, решаем хотя бы слететь вниз. Летим, стартуя по очереди. Несколько минут любования видами Ялты и окрестностей и сложная посадка на стройплощадку около трассы. Тревога за Тарариева, который не смог выпарить у склонов и свил большое гнездо сразу на двух деревьях!! Слава Богу, что все обошлось благополучно! Пилот смог сам снять крыло и выйти наверх. А у нас впереди долгое ожидание подбора, под шум проносящихся мимо машин и шепот легкого бриза с моря. Такое неспешное ожидание пропитывает тело ощущением уходящего лета, воспоминаниями о море, солнце, искрящимся в волнах, вкусом воздуха южных ночей, вкусом ветра и соли. Приезжают , наконец, все наши. Грузимся в машины и решаем ехать на старое место, на Таз-Тау. Проезжаем шумную Ялту, еще полную отдыхающими. Потом Алушта и далее, через Ангарский перевал. Наконец и поворот на Мраморное. Вечером еще немножко полетали в стихающем северном ветре. Вечером долго сидели у костра, болтали и пили чай. И было здорово.
День пятый. Чатырдаг, туман и потоки.
Проснувшись утром, поняли, что если и будем летать, то после обеда, потому что с утра нашу стоянку накрыл туман. После завтрака часть народу остается на базе, а часть решает съездить на Чатырдаг, побродить по плато. По извилистой дороге выезжаем на плато и оставив машины на дороге идем на поиски пещеры Ослиное ухо, около которой приземлялся Гарбуз четыре дня назад. Много фотографируем, осенние краски на плато просто волшебные. Немного сбиваемся с пути и находим пещеру Седую, около нее растет спелый кизил, которым мы и объедаемся. Дальше посещаем вход в пещеру Голубиная-2, мрачный провал в земле, глубиной метров 20. Решаем, что с нас уже хватит и, завернув по пути в пещеру Летучая мышь, возвращаемся к машинам. Судя по переговорам по радио, наши друзья уже во всю летают, пока мы тут бродим в тумане. Решаем как можно скорее присоединиться к ним! Подзадориваемые переговорами летающих товарищей по радио, едем вниз. Едва заехав на стоянку, я хватаю рюкзак и бегу на старт. Поднявшись наверх и запыхавшись, торопливо раскладываю крыло и взлетаю. Следом стартует Сергей Тарариев на своем Скорпионе. Некоторое время все идет хорошо, и мы нормально выпариваем над горой. Ветер постепенно усиливается, почти все уже садятся внизу, в воздухе остается только два крыла. Мое и Сергея. Погода все сильнее. Хотя восходящие потоки очень мощные, но усиливается и ветер, угрожая нам сдуванием за хребет, и посадками в лес или на скалы. Буквально заставляю свое крыло вкрутиться в очень мощный поток. Меня очень быстро начинает поднимать, горизонт заметно опускается, открывая взору все большие дали. Мой вариометр начинает зашкаливать, максимальное значение +5 метров в секунду уже пройдено, это значит, что высота каждую секунду увеличивается на пять метров. Или больше. Смотрю на экран навигатора GPS. Ого.. уже 1540 метров. Чуть ниже меня. В этом же потоке летит и Тарариев. Тут оживает радио, наши друзья переживают за нас, что очень обоснованно. Надо или бросать этот поток, и лететь вперед или лететь все выше, но там, по направлению полета нет посадок, только если набрать больше высоты и садиться уже на побережье, что очень опасно. Решаю лететь вперед. И тут я сталкиваюсь с тем, что мой аппарат не обладает достаточной скоростью для этого. Я бросаю поток, откидываюсь в подвеске и пытаюсь пробиться против ветра. Тщетно. Придется применить акселератор. Начинаю выжимать планку акселя, крыло немного ныряет, наклоняет переднюю кромку и начинает понемногу пробиваться против ветра. Замечаю, что чем выше, тем ветер сильнее и нужно сбросить высоту. Втягиваю крайние стропы переднего ряда, параплан складывает концы консолей, увеличивается снижение, и я еще быстрее лечу вперед. Отлично, уже гора позади, еще немного и можно будет перейти в нормальный полет. Зря я радовался. Замечаю, что мой вариометр снова начинает показывать подъем, и это очень-очень плохо. Меня снова поднимает, а ведь я использую все способы быстрого снижения. И скорость этого подъема растет!!! Уже плюс 2 метра в секунду! Меня начинает охватывать паника. Жестко одергиваю себя. Еще сильнее тяну крайние стропы, края консолей начинают полоскаться на сильном ветру, стропы режут руки сквозь перчатки. Терплю. Снижение прекратилось до нуля, но этого мало, мне нужно вниз! Руки, сильно сдавленные, не выдерживают и я бросаю стропы. Консоли тут же наполняются, а параплан радостно взмывает вверх! Стабильно плюс 4!!! Проклятие! Что же делать? Так, спокойно, спокойно, блииин!!! Какого черта я сюда полез -то, а? Решаю применить В-срыв, довольно опасный режим, но зато очень эффективный в сбрасывании высоты. Беру в руки вторые ряды свободных концов, втягиваю их. Профиль крыла ломается, оно останавливается в воздухе и начинает снижаться. Меня немного качает назад. Смотрю на крыло. Сначало все стабильно и режим проходит штатно, но потом аппарат начинает извиваться и рваться из рук. Пугаюсь и выпускаю стропы. Потерял я около 100 метров высоты. Крыло снова нормально летит, но снова растет высота. Да что же это такое? Злюсь на себя, снова складываю консоли крыла, наматывая стропы на руки. Ну вот, наконец -то! Помогло! Снижаюсь все больше ! Ура!!!! Напуганный и замерзший сажусь в поле. Немного дрожат колени. Ругаю себя за происшедшее. Пожадничал и не сел вовремя, за что чуть не поплатился. Остаток дня прошел в осмысливании своего поведения и анализе событий.
День шестой. Крайний.
За ночь существенно похолодало, и решено было в этот день уже уезжать домой. Но для начала – все- таки полетать. Т .с. финальный аккорд. Собираем вещи, снимаем палатки. Все уже собрано, кроме мелочей. Я взваливаю рюкзак на плечи и поднимаюсь на старт. Прямо надо мной летят низкие облака. Очень холодно. Я зябну, не смотря на теплую флиску и куртку с виндстопером.
Усаживаюсь в подвеске, как в кресле, смотря на облака и ожидая стихания ветра. По рации переговариваюсь с друзьями на базе. Так проходит около часа. Наконец ветер немного стихает, а облака поднимаются повыше. Собираюсь стартовать. И вот я в воздухе. Ну и холодно же! Но ничего, главное, что летим! Сегодня погода очень спокойная и я отдаю себя ветру без страха. Вынимаю фотоаппарат и снимаю осенние горы. Зову в радиостанцию базу, предлагаю взлетать всем поскорее! На что слышу вялые отговорки, что, мол, у всех уже чемоданное настроение, что уже нужно ехать и что мне нужно садиться! Не понял! Сажусь и вижу вальяжно развалившихся на травке парапланеристов. Горячо убеждаю всех подниматься на старт и взлетать, потому что погода хорошая, а впереди долгая зима и будем еще себя ругать, что не летали сейчас. Лентяи вняли мне и вот уже в воздухе почти вся наша стая! Я дополнительно надеваю штормовку и уже совершенно не мерзну. Часа два с удовольствием летаем в дыхании осени. И только когда день начинает клониться к вечеру, садимся около машин. Собираем крылья в рюкзаки. Все, выезд закончен! Отлично полетали и поколесили по Крыму! Все довольны! Выезжаем домой, и поступь ночи застает нас уже в дороге. Да свидания, Крым! До встречи!
P.S. Фото и видео добавлю чуть позже!
paraban:
Хорошо написано, как будто сам опять там побывал...Главное, чтоб такая же погода на Закрытии Сезона была.
ChajkaYalta:
--- Цитата: Jnets від Жовтень 12, 2011, 08:42:22 ---Сначало все стабильно и режим проходит штатно, но потом аппарат начинает извиваться и рваться из рук. Пугаюсь и выпускаю стропы.
--- End quote ---
Это извивание обычно бывает когда В ряд уж слишком сильно потянуть вниз, без фанатизма!
Очень приятно прочитать свежий взгляд со стороны.
Спасибо!
Приезжайте ещё!
А на ЮБК в этот сезон наоборот было предостаточно лётных дней и что совсем не характерно - много было лётных дней подряд, хоть бери и бивак лети если б не работа.
LETUN73:
" северный ветер уже подгоняет нас, зовя в небо. Сегодня дует не так сильно, как вчера и нужно не просто летать около горы, ожидая восходящего потока, а угадывать момент старта, иначе полет будет очень коротким, просто сверху вниз, а потом опять утомительный подъем на старт. Со многими из нас так и происходит. Стартовав почти одновременно с Прапором, я ошибаюсь в пилотировании, вываливаюсь из потока и после безуспешных попыток выпарить оказываюсь внизу, приземляюсь в какие - то низкие кусты, из которых потом довольно долго выпутываю крыло и стропы. Тем временем неугомонный Сергей на своем Дискавери снова продолжает нас удивлять! Ему удалось поймать отличный поток, с которым он поднялся на очень большую высоту и снова уже летает где-то над Чатырдагом."
Дима,спасибо за лирический рассказ! Вроде сам снова ещё раз съездил в Крым!
Как говорил один наш общий знакомый:Жизнь человеку дана один раз! И прожить её надо в Крыму!
Так вот,мой взгляд на это.Господа местные пилоты,поправьте если что не так.
В этот день дул атмосф. ССВ. Периодически ветер сменялся на ССЗ. Вероятно сказывалось влияние бриза с западного побережья Крымского полуострова. До т.н. "волшебного ветра" видимо дело не дошло в полной мере,но на мой взгляд Сергею (Прапору) удалось поймать эту зону конвергенции.Все стартовавшие пилоты(я в том числе) практически одновременно с Сергеем,благополучно в минусах сели более или менее ближе к базе (где костёр и горячий чай),а Сергею удалось обработать слабый поток над свалкой и далее совершить маршрут в сторону Бахчисарая. Я тоже попытался повторить его манёвр,но...
Мне достался лишь утешительный приз в виде чашки горячего чая...
Навігація
Go to full version