collapse

Поиск от Google

Фонд взаємодопомоги пілотів!!!
Голова Фонду Сергей Сергеев (Київ), тел. +380505250259
https://paragliding.in.ua/index.php?topic=542.0 та http://www.nebo-forum.kiev.ua/viewforum.php?f=20

Автор Тема: Avax XC2, установившееся парашютирование  (Прочитано 21974 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

Offline Богдан Базюк

  • любители лебёдки
  • Повідомлень: 3485
  • Karma: +305/-27
  • NOVA, PHI, FLOW, ADVANCE, Syride
Поднять эту важную тему меня натолкнули последние события, и кое-какая статистика, которая уже успела накопиться меньше чем за год с момента появления нового крыла хай-перфоманс от GRADIENT - Avax XC2.
Итак, есть уже несколько случаев с ХС2, когда при попадании в парашютирование, этот режим становится установившимся, и пилот в ожидании клевка, который должен последовать при вертикальном движении, ничего подобного не наблюдает, и полёт заканчивается запаской или падением :( В такие режимы успели попасть Андрей Чорич в Греции (свой случай он описал на англоязычном парафоруме http://www.paraglidingforum.com/viewtopic.php?t=9139&start=0), там же, в Греции подобное наблюдал со стороны Дима Белкин (не уверен, что это был именно ХС2), когда пилот какое-то время падал в парашютировании (этим названием я немного обобщу все случаи, хотя режимы на самом деле могли быть разные, лично я их не видел, а описать случившееся подробно при желании могут сами свидетели), и в какой-то момент без какого-либо клевка крыло продолжило горизонтальный полёт. Подобный случай также с первым Аваксом ХС описан на параплане.ру. Похоже, наверное, повело себя крыло и у Аделаиды (хотя мне кажется, что там немного другой случай), и последний (хочется надеяться...) пример - Жеки Назарова, Касимыча. "Свистел" в Словакии и Мыкола Струк, но было ли это парашютированием - не знаю, пусть при желании опишет он сам.
В первую очередь мне, конечно же, хочется предоставить объяснения и рекомендации от самого производителя, но поскольку офис Градиента сейчас находится в отпуске, и для самой переписки понадабится какое-то время, попытаюсь выложить пока свои мысли по этому поводу.
Во-первых, что касается режима парашютирования - главной причиной попадания в этот режим есть симметричный срыв потока или задний свал.
Осмелюсь поставить себя в пример: вторым моим крылом был Селект от Аероса, который, как все хорошо помнят, многие "тестеры" считали очень склонным к заднему свалу (на самом деле отличное крыло). Так вот я, возможно напуганный ихними выводами, очень осторожно начинал работать с клевантами, и эта привычка, думаю, осталась у меня до сих пор. На данный момент у меня по 70 часов термического налёта на Селекте и Аваксе ХС и под 60 часов на Аваксе ХС2, но ниразу (тьфу-тьфу ::) ) у меня не было никаких негативок, и тем более, заднего свала. У Аваксов, как и у Селекта, сравнительно лёгкое управление, и думаю очень легко "прошляпить" момент срыва. Нужно это обязательно помнить!!
Итак, что же делать, если всё-таки крыло попало в парашютирование? Обычно для вывода из этого режима достаточно полностью отпустить клеванты, и крыло в клевке должно набрать горизонтальную скорость. Если же этого не происходит, существуют рекомендации сильно толкнуть вперёд (именно толкнуть, а не потянуть) А-ряд, или же слегка нажать на акселератор, чтобы уменьшить угол атаки, чем вызвать появление у крыла горизонтальной скорости.
Напоследок я искренне желаю всем пилотам, летающим на купленных через меня крыльях (и не только на них, а на всех) только приятных впечатлений от полётов, и не попадать ни в какие бяки.
И всегда помните, что в бризе или в вечернем молоке все крылья кажутся безопасными, но чем крыло более продвинутое, тем проще попасть на нём в опасный режим, и сложнее из него выйти.
Тема открыта для дискуссии, все мысли и замечания приветствуются.
http://dostavkausa.in.ua - доставка товарів із США та Європи
Параплани та спорядження NOVA, PHI, ADVANCE, FLOW, KOBO GPS(vario), Syride
e-mail: gradientpara(в)ua.fm +З8О5ОЗ1О4882

Offline Olcha

  • любители лебёдки
  • Повідомлень: 439
  • Karma: +2/-0
Re: Avax XC2, установившееся парашютирование
« Reply #1 : Серпень 02, 2008, 22:43:08 »
Установившееся парашютирование присуще и Аспенам 2. Про это много инфы на зарубежных форумах. Может войти в него после В-свала. И еще вроде писали, что можно перетормозить купол и вогнать его в этот режим. Рекомендуют то же самое - давить А-ряды или жать аксель, а главное, помнить о том, что такой режим может случиться и быть начеку, т.к. главная опасность в том, что его можно не распознать.
На сколько я видела со стороны, у Струка крыло сначала стало неуправляемым (ходило ходуном во все стороны, ну наверно это можно назвать в какой-то степени парашютированием, т.к. похоже горизонтальная скорость у него тогда исчезла, так по крайней мере казалось), но этот продлилось несколько секунд, а потом крыло резко перешло в негативку. В том месте от елок сильно роторило, меня там тоже складывало, но не так сурово.
In God we trust, everything else we test.

Offline Kasimich

  • Назаров Евгений
  • Hero Member
  • Повідомлень: 873
  • Karma: +4/-0
  • Назаров Евгений.
Re: Avax XC2, установившееся парашютирование
« Reply #2 : Серпень 03, 2008, 08:36:47 »
Спасибо, Богдан, за откровенный разбор.
У меня была мысль о парашютировании. И трек показывает скорость снижения около 6 м/с, что, как я понимаю, характерно для парашютирования. Я уже писал, что в какой - то момент, буквально после пары секунд падения я отдал клеванты чтобы крыло клюнуло, но оно вместо того чтобы пойти вперёд - пошло назад. Я растерялся.
Возможно надо было сразу дёргать запаску.  ???
Я вот думаю, в таком режиме перед землёй полный срыв крыла помог бы замедлить падение? Кто что думает по этому поводу?
Ozone Mantra M4
 trava  trava  trava

Offline Vady

  • Sr. Member
  • Повідомлень: 304
  • Karma: +0/-0
  • Яценко Вадим
Re: Avax XC2, установившееся парашютирование
« Reply #3 : Серпень 03, 2008, 09:23:49 »
Всем привет. Мое скромное мнение. Крыло  спокойно ведет себя в турбулентном воздухе не смотря на  то , что является хай перф-м. Наверно по этому и склонно к парашютированию. Трудно сказать недостаток это или преимущество если вы летите на малой высоте возле склона. Резкая реакция на малой высоте часто приводит к развороту в каче на склон. Многие гуру как раз рекомендуют на малой высоте срывать крыл в задний свал дабы предотвратить резкий разворот на склон. Другой вопрос на высоте. Конечно нужно иметь рекомендации производителя. Прошу не рассматривать мое мнение как утверждение. Это мнение!
"Совершенно НЕ посторонний человек из Днепропетровска"   dpl@a-teleport.com   +38 067 630 0171
Don't walk. Keep flying

Offline airclub

  • Hero Member
  • Повідомлень: 1759
  • Karma: +16/-2
  • Airclub
Re: Avax XC2, установившееся парашютирование
« Reply #4 : Серпень 03, 2008, 09:34:05 »
Срыв потока - режим неожиданный, но предсказуемый т.е. причины  тому есть.
 Пример: один из первых Селектов, Клемуха юг утренний туман крыл влажный. На посадке неожиданно срываю с 3-5м.
Офигел, режим на столько неожиданный, что не поверил... Вместе с Серегой Рожко внимательно посмотрели крыл.
Тут же взлетаю и отойдя от горы повторяю это срывной режим, причем дважды в одну сторону и раз в другую, завязок точно нет.
Выходит из срыва вяло, помогал акселем.
Подсохло, вогнать в срывной режим Селект, нужно много дури.
Причина - влага.
 Второй пример: Слетаю с г. Кострина, на старой дующийся Нове Эксон, акселя нет, зима, туман, начинается дождь, лень ити вниз...
Сразу после старта на малой высоте (чуть поджал брэйки) срыв.
Стартую второй раз, уже из любопытства.
Срыв потока повторяется, толкаю А ряд, вроде неохотно клюет, отпускаю сыпется.
Очень сложно распознать, что происходит, вроде крыл есть, а встречный ветер...
Так вот, долго висеть все время толкая  А ряды оказалось крайне не удобно, не получается точно дозировать усилие, идут колебания по тонгажу, клевок - срыв.
Гораздо удобнее ломать А ряд как уши, изгибая кистью руки, можно немного управлять курсом.
Так и садился, перед самой землей бросил А ряды.
Причина

Женя, симметричный срыв потока (парашютирование) = вертикальному падению.
Вопрос с какой скоростью, т.е. что замедляет падение , какая оставшаяся площадь?
Врядли полный срыв крыла помог бы замедлить падение.
Для выхода с установившегося режима нужна скорость, как вариант задний свал или спровоцировать клевок как описал выше.

P.S.Жека, держись дружище!!!
 Если что, звони в любое время дня и ночи.
Постепенно постоянно к мастерству http://www.airclub.kiev.ua/

Offline Богдан Базюк

  • любители лебёдки
  • Повідомлень: 3485
  • Karma: +305/-27
  • NOVA, PHI, FLOW, ADVANCE, Syride
Re: Avax XC2, установившееся парашютирование
« Reply #5 : Серпень 03, 2008, 10:12:50 »
Жека, однозначного ответа, что нужно было делать, дать не могу. Первый ответ, что приходит на ум (баян, конечно) - не надо попадать в такие режимы.
Я уже писал, что в какой - то момент, буквально после пары секунд падения я отдал клеванты чтобы крыло клюнуло
Здесь я вижу описанную причину попадания в этот режим: в дульник клеванты держались поджатыми. В момент срыва потока руки могли автоматически пойти вниз, удерживая "заданное" натяжение.
Попробовав на прошлых выходных Бум Спорт я прозрел: нагрузка на клеванты после Авакса мне показалась просто весом с пудовые гири.
Возможно надо было сразу дёргать запаску.   ???
Я вот думаю, в таком режиме перед землёй полный срыв крыла помог бы замедлить падение? Кто что думает по этому поводу?
Запаска придала бы горизонтальную составляющую по ветру, неизвестно как бы произошло касание в непонятном положении по сильному ветру. Полный срыв? - крыло в нём уже и было. И скорость падения у тебя была как на запаске.
Если высоты достаточно - можно "экспериментировать". Помнится, Мыкола Струк попал когда-то во что-то подобное в Карпатах на Концепте, + стропы твистанули. Высоты было валом, и он просто положил руку на ручку запаски и следил за показаниями вариометра. Высота таяла, твист постепенно раскрутился и крыло в какой-то момент спокойно вышло в горизонтальный полёт.
http://dostavkausa.in.ua - доставка товарів із США та Європи
Параплани та спорядження NOVA, PHI, ADVANCE, FLOW, KOBO GPS(vario), Syride
e-mail: gradientpara(в)ua.fm +З8О5ОЗ1О4882

Offline Сергій Прокопенко

  • Сергей Прокопенко
  • Administrator
  • Повідомлень: 6215
  • Karma: +170/-31
  • wings
Re: Avax XC2, установившееся парашютирование
« Reply #6 : Серпень 03, 2008, 10:15:18 »
Цитувати
Во-первых, что касается режима парашютирования - главной причиной попадания в этот режим есть симметричный срыв потока или задний свал.

опять путаем терминологию

полный срыв = full stall = разговорное "задний свал"
глубокий срыв = deep stall = разговорное "парашютирование"


Глубокий срыв может перейти в полный срыв - если потянуть симметрично обе клеванты. При тестах для распознания парашютирования вешают ленточку - если ленточка стала вертикально вверх значит мы уже "там".

Полный срыв может тоже перейти в глубокий - попытка отловить клевок, перекомпенсация клевка и тд.

Тенденция к парашютированию характерна для крыльев разрабатывающихся с концепцией "нескладучести". Это только мое мнение. Основано на наблюдениях - как только конструктор заявляет что его крыло хер сложится - ждите склонности к парашютированию.

ЗЫ слегка не в тему - недавно я узнал что кто-то где-то не рекомендует отрабатывать полный срыв - якобы за его бесполезностью :) Так вот полный срыв это как кнопка Reset  на компьютере, он вам поможет при большом галстуке, при ситуации когда вы незнаете что делать дальше - уже и клеванты бросили а крыло все равно не летит :) Само собой полный срыв делается на большой высоте. Да, делать страшно. И не важно над землей или водой.

Жене Назарову полный срыв не помог бы, а скорее похоронил.
Николай Струк - если описание верное, то воздействие одной клевантой привело к негативу, это нормальная реакция в такой ситуации. Хотя хотелось бы услышать все от самого Николая как все произошло.
« Останнє редагування: Серпень 03, 2008, 10:21:29 від serge »
http://paragliding.in.ua предлагает снаряжение AEROS - AXIS - UP Paragliding - SOL Paragliders - Woody Valley - AVA Sport - Icaro - NIVIUK - Sky Country - Brauniger Gmbh - +380675004377

Offline Сергій Прокопенко

  • Сергей Прокопенко
  • Administrator
  • Повідомлень: 6215
  • Karma: +170/-31
  • wings
Re: Avax XC2, установившееся парашютирование
« Reply #7 : Серпень 03, 2008, 10:31:28 »
Для наглядности
Full Stall - Полный срыв (правильно сделанный, вызванный самим пилотом)


Deep Stall - Глубокий срыв (попадание из Б-срыва), вообще этот режим по-боевому снять большая "удача" и роликов найти трудно в хорошем качестве, то что я выкладывал в своем исполнениив другой теме - это был тест в результате которого я в установившийся  глубокий срыв так и не попал (ну не склонны крылья Аэроса к таким вещам :) )
« Останнє редагування: Серпень 03, 2008, 13:11:07 від serge »
http://paragliding.in.ua предлагает снаряжение AEROS - AXIS - UP Paragliding - SOL Paragliders - Woody Valley - AVA Sport - Icaro - NIVIUK - Sky Country - Brauniger Gmbh - +380675004377

Offline stasice

  • Hero Member
  • Повідомлень: 886
  • Karma: +11/-28
  • тел.+38(066)2291289 Стас Иванов
Re: Avax XC2, установившееся парашютирование
« Reply #8 : Серпень 03, 2008, 10:57:35 »
Я вот думаю, в таком режиме перед землёй полный срыв крыла помог бы замедлить падение?

 :o яфшоке!!!
дядя Женя, тебе после падения томограмму делали?  8)

Поправляйся и больше так не делай (в смысле не падай)

Offline Николай Струк

  • Full Member
  • Повідомлень: 136
  • Karma: +0/-0
Re: Avax XC2, установившееся парашютирование
« Reply #9 : Серпень 03, 2008, 16:47:34 »
В Словакии дело обстояло так: попытался обкрутить очень узкий +2 возле горы примерно 10-15 м над деревьями. Когда на второй половине спирали находился лицом к горе, попал в срез потока, возможно, наложился еще ротор от деревьев Крыло потеряло скорость и ушло в задний свал, я отпустил клеванты и , когда крыло пошло на клевок, слишком резко его компенсировал,- сработал рефлекс, выработанный при полетах на Концепте. В результате крыло ушло в негативку. Сделал один оборот над деревьями, не стал срывать его повторно с рассчетом, что обвернусь вокруг дерева. Но  попал на единственную в той местности дырку (не могу назвать ее полянкой) сделал еще два оборота, срыв, падение на подвеску и ноги со скольжением по склону, крыло упало практически на голову. Отделался легким ушибом руки и 2-х часовым выходом из лесных хащей. В режим парашютирования попадал не раз и на разных крыльях, заканчивалось невесомостью на 2-3 секунды, клевком, компенсацией и выходом.Но в данном случае ситуация усугублялась состоянием воздуха. Даже очень опытные пилоты (уровня PWC) попадают в каскады коллапсов и очень часто это заканчивается запаской, так как предугадать поведение крыла и выполнить правильные действия в очень турбулентном воздухе не всегда возможно. По статискике у меня,- 1-2 каскада на 100 часов полета. Если есть запас высоты, то можна побороться и дождаться, когда вывалишься из этой бяки, когда под ногами менее 200-300м, то -выброс запаски на уровне инстикта.
     Крыло (AVAX XC2) в вышеуказанном случае ни причем. Причина, в состоянии атмосферы и неправильные действия пилота (перекомпенсация). Перекомпенсация же -через недостаточное чувство крыла и его особенностей поведения при различного рода коллапсах. Но чтобы узнать истинный характер крыла, надо побывать на нем пару раз в полной ж.... Но это лично мое мнение.
     ХС2 для СВОЕГО КЛАССА очень спокойное крыло, клеванты мягкие, в меру информативные, короткие. При "небрежном обращении" легко сорвать в задний свал. Не склонно к резким и глубоким клевкам. Компенсации короткие как по глубине так и по времени Ушами не хлопает. На акселераторе стабильное. На переходах оптимум -2/3 акселератора. Если больше-увеличивается вертикаль, меньше - отстаешь от опен класса. Хотя , так  и так отстаешь. Чувствуется , что может лететь быстрее, но дизайнеры его затупили, и, по моему, затупили больше, чем хотелось бы. 
       Если судить по Сербии, то ХС2 по характеру и характеристикам сравним с Мистиком.

Offline Андрій Чучко

  • Administrator
  • Повідомлень: 2291
  • Karma: +246/-54
Re: Avax XC2, установившееся парашютирование
« Reply #10 : Серпень 04, 2008, 21:38:32 »

Кто еще не падал на ХС-2?  popa

(шутка)  ;D

На самом деле все парапланы иногда немножечко падают
(но это страшная тайнаtrava
1-ки падают редко, но их чаще здувает, fly
1/2 и 2 падают чуть чаще, но их чаще давит жаба cry_girl,

2/3 падают
Цитувати
1-2 каскада на 100 часов полета
, как правило в начале этой сотни dance,

компеты падают регулярно, зато на них в коротких промежутках между падениями можно успеть надрать кому-то задницу  :suicide:


Как правило все упавшие потом неуверенным голосом утверждают:
да сам я дурак, крыло тут савсэм нэ причом...  :0-133:


Цитата: Владимир Яворский
В течении пары последних лет наблюдается массовый переход пилотов на более спортивные аппараты. Люди - помните, крылья 2-3 в простых условиях мало отличаются в управлении от 2-ки и даже 1-2. Это вызывает ложное ощущение, что крыло всегда под контролем. Не заблуждайтесь!




Offline Александр Хлебников

  • любители лебёдки
  • Повідомлень: 2482
  • Karma: +80/-22
Re: Avax XC2, установившееся парашютирование
« Reply #11 : Серпень 05, 2008, 10:43:21 »
Цитувати
1/2 и 2 падают чуть чаще, но их чаще давит жаба

Андрюха, переходи на 2/3, падать без жабы на шее приятней  fly


А вообще - все правильно написал! +1

Offline Богдан Базюк

  • любители лебёдки
  • Повідомлень: 3485
  • Karma: +305/-27
  • NOVA, PHI, FLOW, ADVANCE, Syride
Re: Avax XC2, установившееся парашютирование
« Reply #12 : Серпень 05, 2008, 19:49:30 »

Кто еще не падал на ХС-2?  popa

(шутка)  ;D
Шутку оценил, не буду здесь всех перечислять, но могу успокоить, "падал" очень малый процент (тьфу-тьфу), уж очень много аваксов развелось ;)

Ну, а дальше - из другой оперы, а тема сис.. парашютирования не раскрыта  8)
« Останнє редагування: Серпень 05, 2008, 20:05:36 від SeaMan »
http://dostavkausa.in.ua - доставка товарів із США та Європи
Параплани та спорядження NOVA, PHI, ADVANCE, FLOW, KOBO GPS(vario), Syride
e-mail: gradientpara(в)ua.fm +З8О5ОЗ1О4882

Offline batareikin

  • Newbie
  • Повідомлень: 47
  • Karma: +0/-0
Re: Avax XC2, установившееся парашютирование
« Reply #13 : Серпень 06, 2008, 07:51:59 »
по поводу срыва потока еще давно появились толковые высказывания на буржуйском форуме

http://www.paraglidingforum.com/viewtopic.php?p=95872#95872

кроме того
вспомнилось что самый маленький размер получил классификацию D

за что? за low speed spin tendency test

ковырнул интернет на предмет того как этот тест проводится

-----
1.4.13.17 Low speed spin tendency test

This test explores the glider's tendency to enter a spin from low speed.

Procedure

Stabilise the glider in straight flight at low speed.

Then over a period of 2 s further activate one control to 50 % of the remaining range (i.e. to 75 % of the symmetriccontrol travel) without releasing the other, and wait until the glider has turned 360°, or the glider has obviously en-
tered a spin.

Classification of a paraglider's behaviourin the low speed spin tendency test

                           Measurement and ranges         Classification
Spin occurs                      no                                      A
                                      yes                                      D

--------------------------------------------------------------------------------
Page 18

I have two pets: a large main cat, and a small emergency backup one.

Offline caSCad

  • Sr. Member
  • Повідомлень: 487
  • Karma: +1/-0
И побольше, побольше, особенно перед активным летным сезоном, а не во время него...

Кстати, дядя Воффа наш оказался прав (цитата приводилась выше)...

ПС. написал без всякого пафоса и ехидства...

 

* Авиаинциденты