Общее > Разговоры обо всём

Ликбез по правилам полетов. Нужен ли?

<< < (5/6) > >>

Андрей:

--- Цитата: Triton79 від Листопад 09, 2012, 18:20:14 --- Я думаю не стоит сильно углубляться в бумажные дебри, хотелось бы просто объяснить народу основные правила выполнения полетов. Чтобы планируя и потом выполняя полет по маршруту знать куда можно лететь, и где появляться не стоит.

--- End quote ---

Юра спасибо! :fly:

Очень толково и в тему! ukraine
Вряд ли мы сможем себе "позволить" начать летать идеально по правилам, но то что мы хотя бы начнём понимать что происходит в небе это уже полдела, - осведомлён, значит вооружён! ikar

P.S. И ещё мужики (и дамы ;D) хочу обратить ваше внимание на то, что пилоты вас не видят. И особенно не видят, на наших высотах полётов - 1200 - 2200 метров. Пилоты вообще не особо смотрят за пределы кабины, а в "нашем" диапазоне высот, они ещё более загружены,- занимаются либо послевзлётной либо предпосадочной движухой в кабине, и нам ;D (им) просто не до нас (нас). ;D :crazy_pilot: 

Юра Компанийченко:
Итак, подводим итог всему вышесказанному.
 1. В Украине есть контролируемое и неконтролируемое воздушное пространство.
 2. Неконтролируемое воздушное пространство класса G распространяется от земли до высоты 1500 метров над уровнем моря, за исключением зон аэропортов (CTR,TMA), запретных зон UK-P... опасных зон UK-D... и зон ограничения полетов UK-R...
 3. Для выполнения полета в неконтролируемом воздушном пространстве (класс G) нам не нужно иметь радиосвязь с диспетчером и разрешение органов УВД.
 4. За все, что связано с выполнением полета (выдерживание маршрута, высоты, предотвращение столкновений и т.д.) отвечает пилот.
 
 Теперь давайте попробуем составить маршрут для моторного полета как говорится из пункта А в пункт В.

 Допустим мы планируем выполнить полет из Змиева в Балаклею. Открываем карту для полетов по ПВП. Змиев и Балаклею соединяет железнодорожные пути, отличный ориентир.  Змиев (пункт А). 



Видим что он находится внутри синего круга с цифрой 8. Находим в таблице в углу карты цифру 8. Это зона ТМА аэропорта Харьков-Основа. Класс воздушного пространства D, то есть контролируемое. Распространяется зона от высоты 400 до 1700 метров.



Учитывая что высоты на карте приведены к уровню моря, отнимаем от 400 метров высоту старта над уровнем моря. В нашем случае около 80 метров. Получаем что после взлета пока не пройдем н.п. Комсомольское нам не стоит подниматься выше 300 метров. Дальше на нашем пути находится зона ограничения полетов UK-R308.  Находим ее описание в .



 Это полигон (характер опасности-АСП авиационные средства поражения) время работы с понедельника по пятницу. Так что в принципе если полет выполняется на выходных мы никого там встретить не должны. Но есть еще один момент. Полигон находится в пределах тренировочной зоны UK-T-739-01 , которая по высоте распространяется от земли до 17000 футов.  Так-что железная дорога как ориентир для нас не очень подходит. Однако если за ориентир выбрать реку, выходящую от Змиева на Юг мы минуем неблагоприятный участок. Дальнейший полет выполняется в пределах тренировочной зоны UK-T739-05. Нижняя граница зоны 900 метров, для нас вполне достаточно. Посадку планируем выполнить западнее Балаклеи (пункт В) чтобы не попасть в запретную зону UK-P13 которая находится севернее Балаклеи. Как видим несмотря на то, что полет выполняется в непосредственной близости зоны аэропорта, запретной зоны, полигона и тренировочной  зоны военных, мы можем выполнить наш полет на вполне законных основаниях.
 Мы с Вами рассматривали "моторный" вариант. В этом случае пилот может построить свой маршрут еще на земле, и в полете просто следовать ему. Что касается свободного полета, то как правильно заметил Андрей
--- Цитувати ---Вряд ли мы сможем себе "позволить" начать летать идеально по правилам
--- End quote ---
но как минимум изучить на карте район полетов нужно.

dvd:
То, что мы, хотя бы начнём понимать,
что происходит в небе - это уже полдела...
Цитата: Андрей от Ноябрь 11, 2012, 09:43:52 am"Часы пик" на г.Клементьева и не только, наглядно продемонстрировали как усложнились полёты на параплане в динамическом потоке (ДП). Посему нашими русскими коллегами были углублены и ещё раз переработаны правила полёта в ДП с акцентированием внимания на групповых полётах как в горизонтальном так и вертикальном эшелонах. Итак:

ПОЛЕТ НА ПАРАПЛАНЕ В ДИНАМИЧЕСКОМ ПОТОКЕ
Теория полета на параплане в динамическом потоке

Полет на параплане в динамическом потоке обтекания, как правило, начинается с инструктажа, проводимого в рамках теоретической подготовки к полетам или непосредственно на горе перед полетами.
Поток, называемый динамическим потоком обтекания или «Динамиком», образуется при взаимодействии рельефа горы с набегающим потоком воздуха, и образованием вертикальной составляющей (рисунок 1).

Рисунок 1/- Образование динамического потока у поверхности горы, иллюстрация из курса лекций А. Матвеева по "Летной подготовке пилота параплана". 1999г. Увеличить картинку >>

При инструктаже и теоретической подготовке к полетам выделяются две основные вещи:
- соблюдение определенной траектории полета в динамическом потоке;
- соблюдение правил поворота «на ветер» в условиях полета в непосредственной близости от склона.
Более тонкие правила, осваиваемые во время первых полетов в динамике:
- нахождение максимумов подъема;
- разворот в точке максимального подъема;
- определение структуры потока;
- определение и соблюдение своего эшелона полетов;
- определение своей траектории захода на посадку на склон.

Элементарные требования к выполнению полетов в динамике встречаются в литературе.
Например - Френкель описывает старт против ветра, полет «по восьмерке» и посадку против ветра в пределах склона. Это наглядно иллюстрируют рисунки из его книги (рисунок 2, 3).

Рисунок 2. - Полет у склона «по восьмерке», иллюстрация из книги З. Френкеля

Рисунок 3. - Компенсация скорости сноса набегающим ветром, иллюстрация из книги З. Френкеля

Выбирая траекторию полета таким образом, чтобы постоянно находиться в зоне подъема – пилот параплана может летать в нем сколь угодно долго, пока есть ветер. Купол параплана должен постоянно лететь таким курсом, чтобы горизонтальная проекция скорости полета, была равна аналогичной скорости ветра, это обеспечивает полет вдоль склона. Принцип полета параплана в динамическом потоке простой – искривление траектории ветра вызывает возникновение вертикальной составляющей ветра, и если она больше скорости снижения параплана – параплан полетит вверх (рисунок 4).

Рисунок 4. - Компенсация скорости снижения набегающим потоком у поверхности горы, иллюстрация из курса лекций А. Матвеева Увеличить картинку >>

Понятие «пара-воза»

Как правило, инструктаж и индивидуальные занятия, предусматривают указания и навыки только для одного пилота, находящегося в динамическом потоке обтекания.
В условиях, когда пилотов много, и все они занимают небольшой по размаху и площади участок воздушного пространства – необходимо применение навыков не только правильного расхождения парапланов в воздухе, но и групповой тактики полетов, «входа и выхода» из летающего роя, как правило, такие навыки можно получить, летая в рамках парапланерного клуба или школы.
Летать группой очень выгодно - хорошо видно, где лучше подъем, куда протянуть траекторию полета. Такой рой парапланов принято называть «пара-возом», и образуется он, как правило, при нахождении и центрировании термических потоков («термиков») в достаточно большом объеме и большой группой пилотов, в условиях гор и соревнований а это 20-50 и более куполов одновременно (рисунок 5).

Рисунок 5.- «Пара-воз» из парапланов в термическом потоке у поверхности горы, фотограф Александр Кузнецов, Кессен, Австрия, 2011г. Увеличить картинку >>

Полеты в динамике в группе

В условиях полетов у маленького склона (склончика), вопрос количества куполов на квадратный метр тоже становится актуальным даже когда куполов немного. Массовое скопление куполов в одном месте (например гора Клементьева в «часы пик») будет примерно тем же явлением, но в большем масштабе.
Нарисуем картинку восходящего потока, приближенную к реальной. Поток будет неоднородным, в нем будут не только зоны «нулевой» плавучести 0м/c но и подъема с разной вертикальной скоростью +1м/c, +2м/с и более. На рисунке зоны с разной скороподъемностью отмечены разными цветами, при сильной боковой составляющей прямо на склоне, могут образовываться зоны «слива» со снижением -1м/с (синяя зона), -2м/c и более.
Если рассмотреть оптимальную траекторию полета в динамическом потоке, для одного параплана, то с учетом боковой составляющей, его траектория будет вытянутой восьмеркой (рисунок 6, пунктирная линия).

Рисунок 6. - Горизонтальный срез структуры динамического потока и оптимальная траектория полета, иллюстрация из курса лекций А. Матвеева Увеличить картинку >>

При этом траектория полета описывается некоторым набором аксиом:
1. Полет против ветра - будет осуществляться с низкой скоростью.
2. Полет по ветру - с высокой скоростью.
3. Разворот должен осуществляться в точках максимального подъема (отмечены красным).
4. Поток имеет максимумы скорости подъема, возникающие за счет изломов склона и боковой составляющей скорости ветра (отмечены красным).
5. В момент разворота у пилота может создаваться впечатление, что он летит на склон - необходимо контролировать скорость сноса.
6. При полете по ветру - необходимо постоянно прогнозировать высоту и оставлять безопасный запас для разворота против ветра в случае просадки.
7. При выборе траектории старта необходимо прогнозировать траекторию старта таким образом, чтобы не попасть в нисходящий поток или поток с сильной боковой составляющей (отмечены синим).
8. При выборе траектории посадки на верху склона необходимо либо строить заход против ветра, либо оставлять запас в 15-20 м на выполнение разворота.

Горизонтальное эшелонирование парапланов

При групповых полетах, оптимальная траектория, состоит из двух и более - наветренном и подветренном, восьмерка вытягивается вдоль ветра, парапланы занимают свои позиции на восьмерке, образуется «пара-воз».
Чтобы занять правильное место в паравозе, необходимо занять свое место на траектории, не вынудив остальных участников группы изменять свое направления движения или скорость (рисунок 7).

Рисунок 7. - Правильное занятие места в динамическом потоке, согласованное с оптимальной траекторией и группой парапланов, иллюстрация из курса лекций А. Матвеева Увеличить картинку >>
Необходимо определить параплан, за которым можно пристроиться (лидер), и за которым следующий параплан летит максимально далеко, если поток плотный, коллеги могут потесниться и «дать место» для новичка. Правильный вход требует старта сразу же после прохода лидера (синий парапланчик) и занятия места за ним. Точка входа и траектория будет зависеть и от точки старта взлетающего параплана относительно склона (рисунок 7).

Если же не обращать внимания на паравоз, и стартовать в летящий в паравозе параплан на встречных или пересекающихся курсах (рисунок 8.), можно заработать нелестное или жесткое отношение коллег после посадки, либо это может привести к серьезному ЛП.

Рисунок 8.- Неправильное занятие места в динамическом потоке, не согласованное с оптимальной траекторией и группой парапланов, иллюстрация из курса лекций А. Матвеева Увеличить картинку >>
Правильный пилот летел на зеленом параплане, неправильный на красном. Дальнейший полет должен проводиться по правилам полетов на параплане http://flycenter.ru/teach/rules/i.shtml

Вертикальное эшелонирование парапланов

Занятие «мест» в паравозе производиться исходя из загрузки и скорости или скорости снижения, а именно зависящих от ЛТХ купола и веса пилота.
Купола среднего класса располагаются в нижней зоне:
А1-2 - полет "по ветру";
B1-2 - полет "против ветра".
Купола более высокого класса располагаются в верхней зоне
А2 - полет "по ветру";
B2 - полет "против ветра";(рисунок 9).

Рисунок 9.- Вертикальный срез структуры динамического потока и вертикальное эшелонирование парапланов, иллюстрация из курса лекций А. Матвеева Увеличить картинку >>

Если у склона имеется эжектирующая зона, обусловленная рельефом (синий участок) то она оказывает влияние на всю структуру потока и может вызывать просадку в центральной части потока (рисунок 9).
Для избегания "проваливания" на куполе среднего класса, необходимо приступать к пересечению этой зоны, только выбрав максимум высоты в предыдущей зоне - над склоном.
Освоив на практике данный минимум знаний и требований можно приступать к полетам в динамическом потоке, в составе группы спортсменов-парапланеристов. Не забывайте, что среди них могут быть и «чайники» к которым нужно относиться с повышенным вниманием и (или) откровенные невежды - старайтесь летать в приятных кампаниях!
Оригинал правил - (c) 2009-2011г Парапланерная школа Клуба «Горизонт» - PARA-SKY.RU

napets:

--- Цитата: KUM від Листопад 09, 2012, 13:31:50 ---О, оце дiло! Теперь в рамочку и на "гора".

--- End quote ---

Гм...,А в мене є питання.Щось дуже мені не подобається правило розходження коли курси пересікаються під прямим кутом.Червоному дельту пасувало б повертати наліво,це для того, чтобы уменьшить риск лобового столкновения а то якось в лоб повертати,ги-ги,як на мене неправельно.Чим обгрунтовують даний маневр?




--- Цитата: dvd від Листопад 09, 2012, 11:57:35 ---Если курсы двух аппаратов пересекаются, то преимущество имеет тот, кто летит справа. То есть если пилот видит аппарат справа от своего курса, то он должен уступить дорогу и сделать поворот вправо, если курсы пересекаются под прямым или тупым углом, или влево, если курсы пересекаются под острым углом (для того, чтобы уменьшить риск лобового столкновения).

--- End quote ---

GO!:

--- Цитата: napets від Грудень 03, 2012, 23:34:32 ---Чим обгрунтовують даний маневр?


--- End quote ---

Подобием с правилами дорожного движения. Легко запомнить.


--- Цитата: napets від Грудень 03, 2012, 23:34:32 --- для того, чтобы уменьшить риск лобового столкновения

--- End quote ---

Ситуацию нужно прогнозировать так, чтобы риска ни лобового, ни попутного столкновения не возникало.

Навігація

[0] Сторінка Повідомлень

[#] Наступна сторінка

[*] Попередня сторінка

Go to full version