С каждым днем организаторы усложняют задачу. 29 августа был поставлен таск в 87 км через кучу хребтов и долин, крайние точки - Мост над Сочей и Бовец. Можете взять карту с рельефом и посмотреть что это значит
Стартовый цилиндр в этот день был 11 км(!). т..е. мы стартовали, набирали на нашем хребте под кромку, перескакивали долину на высокий хребет (Половник) и там дожидались открытия воздушного старта. Скажу сразу что не все "дожили" до этого момента. Вообще Половником нас напугали с первого дня - там местные не летают, задачи туда не ставят, там "убивает" и тд. Тем не менее каждый день народ уходил тудой на маршрут. Я туда полетел только сегодня. Место яркое - отвесные скальные стены, здоровенные орлы, на хребте еще остались укрепления с первой мировой войны, пейзаж на большие Альпы неописуем.
В этот день я стартовал сразу за Саней Кожокарем. Не то чтобы первым но и не последним
Сразу после старта обнаружил что все приборы выключены
Падаю на хвост Сане и выкручиваю с ним под кромку без варика, просто глядя а него и следя за ощущениями, затем, зацепив облако, становимся на переход. Во время перехода я включаю все приборы. На переходе также отчетливо вижу в разнице в аэродинамическом качестве у Артика и БумСпорта. Артик хоть и не много но "сливает", в скорости не уступаю. На переходе пофотал Саню. Приходим на Половник , Саня выше хребта, я на самую кромку. Постепенно продвигаемся вперед, к границе стартового цилиндра. По дорогое меня догоняет Вадим, я догоняю Свету Пискареву. Потоки резкие и жосткие, периодически складывает. Впереди группа лидеров крутит в потоке под облако, Приближаемся и тоже встаем в хоровод. Сотня крыльев, консольк консоли , но все молчат. Вдруг сзади возглас и мимо моего лица проносится консоль крыла, я тоже матюкнулся в ответ - в это время я обкручивал сильное и узкое ядро и стоял практически "на ноже", вполне возможно что кому-то помешал. Тем не менее разошлись.
Приближается время открытия старта гонки, у меня кончается поток, быстро оценив ситуацию становлюсь на курс из цилиндра, остается всего пара минут, взглянув вверх вижу что еще несколько крыльев тоже встали на переход, взгляд назад - вся толпа постепенностановится на переход. Не знаю вовремя вышел из цилиндра или нет, завтра в таблице результатов увижу. Идем. Те кто сверху видимо давят акселератор больше и постепенно обганяют меня. Я в этом месте впервые и прикидываю в какую точку лучше прийти. Принимаю решение идти кратчайшим путем, как раз за парочкой крыльев - они мне будут по дороге показывать сливы и подъёмы. Приходим на гору Крн (да, такое вот название,я написал все буквы
), на границу леса и лугов, сразу же попадаю в поток, сначала восьмерка потом спираль и в стабильной двоечке поднимаюсь все выше и выше. Вершина горы скрыта в облаке, склон это практически вертикальный скальник. Кромка облака все ближе и ближе. Меня постепено сносит ветром к краю вершины из-за которого роторит, но я этого ротора не вижу. Когда до облака остается метров 50-60, в момент когда в спирали я поворачиваюсь лицом к склону, рушится полкрыла в асимметрии. Никаких эмоций, просто переваливаюсь весом, упреждаю возможную ротацию, прокачиваю крыло и заканчиваю виток. Становлюсь на переход вдоль стены. Вадим сказал что все это видел со стороны
Эмоции были дальше
Пока я набирал высоту, лидеры оторвались далеко вперед. Иду вдоль стенок, над скальниками и осыпями, потоки пропускаю, сейчас нужно догнать лидеров или хотя бы приблизиться к ним. Вообще на соревноаниях нужно летать быстро. Почему? Потому что это гонка
А если серьезно то распишу видение этой проблемы позже. Местность где проводится этот чемпионат не предполагает длинных переходов по прямой, где однозначно выиграют крылья опен-класса. Задачи ставятся так что и у обычных "серийных" крыльев - 2-3 и "двоек" - есть шансы на победу. Таблица результатов по дням это четко показывает.
Набор высоты под кромку был моей ошибкой - потерял много времени. Расчет был простой - наберу высоту и с большим запасом пойду "по верхам", но когда обогнул вершину я понял что дальше все вершины закрыты облаками - т.е. идти придется вдоль стен, а они и так будут держать, более того, облака поднимали так, что большинство крыльев шло со сложенными ушами, периодически скрываясь в облаках. У меня на сложенных ушах были уверенные "плюсы". Подруливая весом я старался обойти зоны максимального подъёма по краю. Под облаком было холодно и мрачно. Поглядывая вверх я гадал - гроза это или "просто так". Прислушивался к трепу в рации - может уже и таск остановили
но нет, все спокойно, полет продолжается. Выйдя из под облака я раскрыл уши, выдавил аксель. Открывшиеся виды завораживали. Я достал фотик и давай щелкать. Тем временме высота начала таять. Впереди показалась маленькая вершинка на хребте. Я пошел туда в надежде набрать высоту. Там уже крутился один крыл, но как то не уверенно. Подхожу к вершинке чуть ниже, огибаю ее в поисках подъема. Ожидаю что он будет на освещенной солнцем стороне или в ложке. Так и есть. Оба условия совпадают и я нахожу поток. Взгляд в низ - ктото умирает на яркой Нове. Логики в действия пилота я не вижу, он елозит там где потока и быть не может, но возможно что у него есть песпектива
Тем временем я кручу поток, он не комфортен, но крутить нужно. Выкручиваю сколько хватает терпения и становлюсь снова на переход - ППМ впереди. Это вершина горы. Давлю аксель и поглядываю на флайт компьютер и гпс. Тут приходит озарение что флайт компьютер показывает какой-то бред. Гармин тоже херню какуюто рисует, но я к этому уже привык. А от флайт компьютера я этого не ожидал, исследование проблемы показало что я в спешке не поставил и не запустил сегодняшний таск на флайт компьютере итам еще "крутится" вчерашняя задача. Быстренько стираю старый таск, сливаю с гпс новый роут, запускаю таск на флайт компьютере и вижу правильную информацию - до ППМ один км, дистанция падает, разглядываю свой дальнейший маршрут на экране наладоннрика и примеряю его к местности. Заодно смотрю кто из впереди летящих как строит свой полет. Тем временем цилиндр ППМ приближается, но меня смущает расстояние, я начиннаю догадываться что точку ставили на вершине, а я прихожу ниже ее и вполне возможно что мне придется набирать высоту, а набрать ее не начем - вершина в тени и уже давно в тени. Вспоминаю рассказы как в предыдущие дни другие пилоты брали ппм залетая по очереди в ущелье, где могло уместиться одно крыло
Но делать нечего лечу. Расстояние все меньше и меньше, до заветной цифры 400 еще далеко а склон уже совсем близко. Решаю приближаться до последнего и готовлюсь к резкому отвороту от склона, 600....550...500....420 склон уже совсем близко, заветную цифру 400 я не вижу а только слышу хоровой писк наладонника и гпс - точка взята, я резко тяну клеванту и отворачиваю от склона метрах в пятнадцати, не больше. Сразу же иду на отрог, идущий с понижением в сторону Толмина. По дороге попадаю в приключение.
Отрог в тени, существенных подъемов по дороге не встречаю. А впереди идет Омега, я слежу за ней, при этом просчитваю свои варианты. Замечаю что Омега отошла от гребня влево и встала в спираль над глубоким неосвешенным солнцем ущельем, незнаю что это но ее поднимает, я резко доворачиваю, прихожу под Омегу, прибор пискнул и замолчал. И тут я ощущаю всем нутром мощнейший слив. Взгляд на приборы - качество ДВА. Я проссо падаю. Быстро огляделся - это жопа. Я сливаюсь в затененую ложбину, где нет посадок, а только три домика и крутые склоны утыканные столбами с натянутой проволокой. Безопасно сесть не получится, побьюсь сам и порву нах крыло:) Приходит понимание что сегодня сирены спасателей будут выть по мне. Внутри все похолодело. Из освещеной солнцем долины дует ветер, меня от долины отделяет маленькая расщелина, я вижу как мечутся деревья по ее краям - там впереди стоит поток, а я сейчас как раз в сливе и роторе от этого потка. Крыло начало метаться над головой. Нащупал ногой акселератор и выдавил что есть дури. Крыло медлено пошло вперед и при этом продолжая снижаться, до заветной грани остается около десятка метров, при такой глиссаде я приду как раз в деревья, но терять нечего. Мучительно долго подбираюсь к колышущимся деревьям и видимо попадаю в восходящую часть ротора - снижение уменьшается, горизонтальная скорость растет. На высоте двух-трех метров над деревьями я выхожу в соседнюю ложку. В лицо ударил теплый воздух, затем получаю удар снизу в крыло. Крыло улетает в каче назад но я рад этому
На каче вперед удерживаю себя от того чтобы инстиктивно затормозить крыло, даю ему разогнаться и только когда оно уже чуть впереди придавливаю клеванты и взмываю вверх, прибор истошно верещит, я тут же переваливаюсь налево и веду крыло на освещенный склон. Внутри еще неприятный холод и озноб трусит все тело. Вот это я отмочил
Но не все еще окончено. Посмотрев вперед я понял что все ушли вперед либо далеко сзади. Местность подо мной - глубокое ущелье, с поперечными отрогами по обе стороны, все покрыто лесом, посадок нет, подъем уже закончился. Делов том что вдоль ущелья теплый воздух подиматеся, но приэтом захватывает холодный воздух из неосвещенных склонов, и подъем если и есть то наверное намного выше вершины, а я нахожусь ниже. Принимаю решение идти в долину и там искать освещенный "нормальный" склон. Выдавливаю аксель и иду. По дороге ловлю все ротора от отрогов. Смотрю налево и понимаю что это гора Кобала, там старт а на нем и над ним вижку в воздухе местных пилотов. Внизу город Толмин. На траверсе старта ловлю хороший поток, закручиваю и на глазах у всей обществености взмываю высоко над стартом, поток мощный и как всегда турбулентный. Я кручу правую спираль. Но не смотря на это местное дарование приходит под меня и закручивает левую, при этом нормально отцентровать поток не может, вечно где-то сбоку от меня оказывается. Казалось бы чего проще - видишь что кого-то подимает быстрее в этом потоке, так пойди под него, но видимо и у этого пилота есть своя "перспектива". То что чел крутит противоположную спираль меня напрягает, но свою спираль я менять точно нестану, тем более что расстояние между нами растет очень быстро, в какой-то момент я выбираюсь до среза потока, крыло пытается уйти под ноги, но не в этот раз
Набирая в спирали я поглядываю на второй ППМ - Мост над Сочей - он с другой стороны долины, с моей высоты я легко туда добиваю, а над ППМ крутят лидеры в потоке. Ну что - понеслась? Давлю аксель прячу руки за свободные концы и "несусь" вперед. Лидеры уже встали на переход над долиной, идут на освещенные солнцем склоны. Замечаю Трейсер Хлебникова, Айспик Валича. На полпути понимаю что ветер встречный, "нестись" я так буду долго. Впереди меня ожидает очередная "засада" - над ППМ стоит горка а сам ППМ скрыт от солнца этой самой горкой, плюс вокруг ППМ холодная река. Если бы я пришол выше вершины, я бы выжил, а так как прихожу только на высоту середины склона то понимаю что на сегодня полет окончен. Беру ППМ и начинаю искать место для посадки. Пятачок найден. Сажусь. Собираю крыло и поглядываю наверх - Живчика не видно, все это время он был сзади от меня. Больше никто не берет ППМ, видимо я был крайний в этот день.
Пройдено 35 км из 87, взято 2 ППМ
трк будет скоро в базе.
Фотки прилагаю.