Слегка пришел в себя после возвращения, опишу свои впечатления от поездки.
О Непале до поездки было слегка предвзятое мнение, сформированное на основе отзывов других пилотов.
Рассказывали, что там летать скучно, за первую неделю осваиваешь треугольник 30-40 км, и дальше полеты становятся однообразными.
В принципе доля правды в этом есть, но на самом деле картина другая. Все зависит от целей поездки. На мой взгляд целей может быть три. Это обучение маршрутным полетам, свободные полеты в свое удовольствие и соревнования. Так вот для свободных полетов действительно Непал может быстро надоесть, там нет таких дальних маршрутов как в Бире, зона полетов достаточно не большая, а особенно при низкой базе, хотя минимум один раз все равно стоит съездить.
А вот для обучения и соревнований место очень хорошее. В тот период, что мы были там, там были две школы, Грязнова и Орешкина. Начинающим пилотам, желающим освоить горные маршрутные полеты, рекомендую обоих, это пилоты высокого уровня, имеющие педагогический талант. Есть условия для обучения даже почти с нуля, но лучше все-таки иметь опыт взлета, посадки и захода на достаточно большую площадку. Термичка в утреннее и вечернее время достаточно мягкая, но там проблема с сформированными потоками. Они постоянно бурлят, прерываются, сдвигаются. Встать в спираль и набрать тысячу метров не получится, три-пять спиралей и надо опять искать или перецентровывать.
Теперь о соревнованиях. Надо сказать большое спасибо Егору Терентьеву за задачи, которые нам приходилось летать. Он не парился вопросом комитета пилотов, и на брифинге для тимлидеров просто ставил в известность о том, что он выдумал. И не смотря на то, что задачи казались сложными, на финише каждый день было не меньше шести пилотов. Особенность места такова, что можно несколько раз прыгать с хребта на хребет в течение дня, поэтому задачи напоминали кресты, звезды и прочие геометрические фигуры, при этом летелось достаточно быстро, и таски были длинные.
По безопасности вопрос противоричивый. Запаски были каждый день, в том числе и на моем счету одна, но мне не известен ни один случай травм у участников. Полеты проходили над поросшими деревьями горами с высотой до 2500м без скальников. Везде возможен доступ без альпоборудования. А наличие прямо в Покхаре аэропорта с вертолетами и больниц тоже добавляет оптимизма, хотя все же это не Европа, и непальского разгильдяйства более чем достаточно. Но в сравнении с Биром, на мой взгляд, разница на порядок.
В следующем году Непал Опен планируется со статусом предкубка. Мы планируем повторить, так как уже зная, где живут потоки и ротора будет гораздо легче добится лучших результатов.
Из негатива был только один момент - неудобные стыковки, дорога туда заняла двое суток, но обратно я добрался за одни. Кухня вполне употребляемая. Цены низкими не назовешь, проживание, питание и такси на старт съедало в день около 20 долларов (в Бире помнится мы укладывались в 10-12). Разрешение на полеты стоит 56-65 долларов. Но нам очень повезло с погодой, мы имели 11 летных дней из 12 возможных. Даже как-то не хватало одного выходного внутри соревнований.
Одним словом рекомендую, и сам еще поеду.